Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить со словами-действиями; продолжать словарную работу;
обогащать речь учащихся.
Ход
урока
1.
Подготовка руки к письму.
ПАРОХОД
Пароход
плывет по речке,
И
пыхтит он, словно печка.
Обе
ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик),
а большие пальцы
подняты вверх.
Выполнение
упражнения 13, с. 40.
–
Назовите третий слог. С какой буквы начнем
его писать?
Из
каких элементов состоит буква?
–
Вставьте пропущенные буквы в слова: М..рковь,
п..тух, т..релка, с..рока, в..рона.
?
Отгадайте загадку.
Маленький
мальчишка
В
сером армячишке
По
дворам шныряет,
Крохи
собирает.
(Воробей.)
–
Когда увидишь, как ловко таскают крошки у неповоротливых голубей эти
смышленые
птахи, поневоле подумаешь: «воробей» –
это просто-напросто «вора бей». А вот
некоторые ученые думают иначе. Слово «воробей»
восходит к древней основе вор.
От нее образованы такие слова, как ворота, забор.
Наверное, за то
воробей получил свое имя, что издавна вертелся подле человеческого
жилья, на
воротах да заборах сидел.
–
Что нужно запомнить в написании этого слова? (Буквосочетание
-оро-.)
–
Составьте предложение с этим словом.
–
Что выражает ваше предложение?
С
какой интонацией произносится? Запишите его.
III.
Актуализация опорных знаний.
–
Приведите примеры слов-предметов.
–
На какие вопросы отвечают эти слова?
Выберите
из текста слова-предметы. Подчеркните их одной чертой. (Задание
проходит в
виде эстафеты. Учитель заранее готовит тексты на листочках. Каждому
ученику
нужно найти и подчеркнуть одно слово-предмет. Текст передается
«по цепочке».)
I
ряд.
В
ЛЕСУ
Поют
чижи. Снегирь клюет. Белка кормит деток. Сова днем спит. Зайка сидит
под
кустом. Ежи шуршат в траве. Ужи шипят. Соловей поет веселую песню.
II
ряд.
НА
РЕКЕ
Пришла
теплая весна. На реке треснул лед. По воде поплыли льдины. Над рекой
кружили
птицы. Пищали утки, чайки и кулики. Птицы ныряли и ловили рыбу.
III
ряд.
МАРТ
Март
на дворе. Днем сильно греет солнце. На дорогах лужи. Звенит капель.
Сколько
растает снег и лед. Прилетят грачи и скворцы. Саша и Таня повесят
скворечники.
–
Коллективная проверка.
IV.
Формирование
новых знаний.
Физкультминутка
–
Я буду давать указания, а вы выполняйте.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте,
приседайте,
Пошагайте,
пошагайте.
Встаньте
на носок, на пятку,
Поскачите-ка
вприсядку,
Глубоко
теперь вздохните,
Сядьте
тихо, отдохните
И
читать, друзья, начните.
–
Почему вы выполняли эти действия? Значит,
есть слова, которые обозначают действия предметов?
1.
Выполнение
упражнения 14, с. 40.
–
О ком можно составить предложения?
–
Какое слово повторяется в каждом
предложении? Что оно обозначает?
2.
Выполнение
упражнений 15, 16, с. 41.
–
Рассмотрите рисунки. Что делает мальчик?
Что называют эти слова?
–
Назовите действия девочки, кошки, самолета.
–
Давайте договоримся: названия действий
– это тоже слова.
3.
Выполнение
упражнения 17, с. 42.
–
Прочитайте слова. Кто или что может выполнять
эти действия? (Выполняется построчно.)
–
Запишите слова в порядке усиления действия.
Самое слабое действие из первой группы – это… (шепчет).
Дальше? Самое сильное?
4.
Выполнение
упражнения 18, с. 42.
–
Что называют данные слова? (Действия.)
–
Запишите только те слова, которые называют
действия воробья.
!
Игра на
закрепление понятия.
Учитель
заранее готовит задания на карточках. Ученики по очереди выбирают
карточку и
без слов показывают действие, которое там написано. Остальные должны
догадаться.
–
Что нового узнали на уроке?
–
С каким словарным словом
познакомились? Придумайте к нему слова-действия.