twitter ВКонтакте facebook

Признак и слово

Цели: подвести к выводу, что есть слова, называющие признаки предмета; продолжить работу над лексическим значением слов; познакомить со словарным словом арбуз.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка руки к письму.

КОШКА

             А у кошки ушки на макушке,

             Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

2. Выполнение упражнения 23, с. 45.

II. Актуализация опорных знаний.

– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить: I вариант – слова-предметы, II вариант – слова-действия.

           По бревну, по бревнышку

           проползла букашка,

           пролетела бабочка,

           пропорхала пташка.

Проверка.

– Как вы понимаете слово пташка?

– Какие слова обозначают близкие по значению действия? (Пролетела, пропорхала.)

III. Формирование новых знаний.

! Игра «Что это?»

– Я называю цвет, а вы подберите соответствующее слово.

Начали: белый (снег, лист)

  черное (море)

  зеленая (лягушка, лужайка)

  красная (шапочка, роза, площадь)

  желтый (лимон, цыпленок)

  серый (заяц, волк)

  цветные (сны, карандаши)

– Что помогло вам определить предмет? (Описание.)

– Значит есть слова, которые называют признаки предметов, описывают их.

1. Выполнение упражнения 24, с. 45.

– Сравните ленты каждой пары.

– Какие они по длине?

– По цвету?

– По толщине?

– Что вы называли, когда сравнивали карандаши? (Признаки.)

2. Выполнение упражнения 25, с. 45.

– Прочитайте и отгадайте загадку.

– Какие слова помогли вам отгадать загадку? Опишите арбуз. Какой он?

3. Словарная работа.

! Проводится в виде игры «Собери картинку».

Изображение арбуза разрезается на части. На месте первой буквы – «окошко». Дети собирают картинку.

– Вставить правильную букву вам поможет стихотворение Г. Сапгира.

               – Что везешь, автомашина?

               – Все, что есть на букву «А».

               Вот арбузы, апельсины,

               Абрикосы и айва.

– Составьте со словом арбуз предложение.

– Есть ли в вашем предложении слова-предметы, слова-действия, слова-признаки?

4. Запись одного предложения с комментированием в тетрадь.

5. Выполнение упражнения 26, с. 46 (по заданию).

6. Выполнение упражнения 28, с. 47.

– Прочитайте слова и скажите, что они называют.

– Какие из этих слов называют признаки лисы, какие – зайца? Используя эти слова-признаки, составьте два–три предложения по иллюстрации на с. 47.

IV. Закрепление понятия.

Выполнение упражнения 29, с. 47.

– Спишите текст, расставляя знаки препинания.

Проверка.

– Что называют выделенные слова?

– Какие слова называют признаки этих предметов?

V. Итог урока.

– Какие признаки предметов мы сегодня вспоминали?

– Опишите свое настроение словами-признаками. (Радостное, грустное и т. д.)