twitter ВКонтакте facebook

Слово – имя собственное

Цели: систематизировать знания учащихся об именах собственных и правилах оформления их на письме; познакомить с правописанием названий населенных пунктов, географических объектов.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка руки к письму.

       Пять воробьев на заборе сидели.

       Один улетел, а четыре запели.

       И пели, пока не сморила усталость.

       Один улетел – и их трое осталось.

       Сидели втроем и немного скучали.

       Один улетел, двое остались.

       Попели, напелись и вдруг разлетелись.

Руки с растопыренными пальцами. По мере того как птицы улетают, дети загибают пальцы.

2. Выполнение упражнения 46, с. 55.

– Почему слова написаны с большой буквы?

– Назовите еще имена, начинающиеся с этих букв. Запишите одно имя.

II. Актуализация опорных знаний.

       – Буква большая – совсем не пустяк:

       В букве большой – уважения знак!

       Смотрят с почтеньем

       На букву подруги.

       Но почему? За какие заслуги?

(Ответы детей.)

·    Работа у доски.

– Ответьте на вопросы, используя слова второго столбика. Используйте клички животных вместо точек.

1. У кого были котята?

кошки, были…, у, котята

2. Как их звали?

…, …, звали, и, их.

3. Где паслась корова?

…, на, паслась, корова, лугу.

4. Кого Алеша ведет к пруду?

Коня, …, пруду, к, ведет, Алеша.

5. Где спит собака?

на, собака, крыльце, …, спит.

– Как напишете клички животных?

III. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

Учитель заранее готовит запись на доске.

    Паровоз

                 От станции Кушетка

                 До станции Комод

                 Вожу я матерьялы –

                 Там строится завод.

                 От станции Окошко

                 До станции Кровать

                 Вожу я пассажиров

                 На дачу отдыхать.

               С. Погореловский

– На какой станции строится завод?

– У какой станции находится дача?

– Почему слова Кушетка, Комод, Окошко, Кровать написаны с большой буквы?

– Имена-названия есть и у городов, сел, деревень, озер и морей. Сегодня на уроке мы узнаем, как же пишутся эти названия.

– Как называется наша страна?

– Как называется главный город нашей страны?

– Посмотрите на с. 55. Как пишутся эти слова? Напишите их в тетрадь, запомните написание.

· Письмо по памяти.

Москва – всем городам мать.

Россия – родина моя!

2. Выполнение упражнения 48, с. 56.

– Спишите, вставляя слова для справок.

– Почему слова Сосновка, Иваново, Быстрая написали с большой буквы?

– Прочитайте сообщение Грамматика. Согласны ли вы с ним?

– Прочтите правило в красной рамке.

– Приведите примеры к правилу.

3. Выполнение упражнений 49, 50 (по заданию).

IV. Закрепление.

– Исправьте ошибки.

МОЙ АДРЕС

Я живу в Москве. Мой адрес: улица Чехова, дом пять. Рядом Большая площадь пушкина. На ней стоит памятник Александру сергеевичу пушкину. К Красной площади идет улица Тверская.

– Почему вы сделали такие исправления?

V. Итог урока.

– Что называют именами собственными?

– Как пишутся имена собственные?