twitter ВКонтакте facebook

И. А. Крылов «лев и лисица»

Цели: донести до учащихся юмор и иронию басни; научить находить мораль-поучение в произведении; формировать умение сравнивать прочитанные произведения; развивать умение слушать и оценивать ответы товарищей; расширять кругозор детей.

Оборудование: портрет И. А. Крылова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Прослушивается выразительное чтение басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок» (2–3 варианта).

III. Введение в тему урока.

На доске запись:

НАВИ  ВОЛЫРК

– Мы с вами знаем, что псевдоним – это вымышленное имя писателя. Перед вами на доске записан псевдоним известного великого русского писателя, именно так он называл себя в молодости. (Тренировка произвольного внимания: читать нужно эту запись справа налево.)

– Правильно, это Крылов Иван.

IV. Работа по теме урока.

1. Самостоятельное чтение басни учащимися на с. 67 учебника.

Параллельно проводится словарная работа.

– Что осуждается в этой басне? (Страх.)

2. Беседа по содержанию.

1) В чём основное отличие композиции этой басни от композиций двух предыдущих? (В двух предыдущих баснях сначала была сформулирована мораль, а после – основная сюжетная часть, а в этой басне мораль – в конце, как и во всех баснях Эзопа.)

2) С какой басней Эзопа  можно её сравнить?  (С басней «Лисица и Лев».)

3) Как вы считаете: мораль должна быть в конце басни? А  может быть, лучше в начале? А если назидательного вывода совсем не будет, басня проиграет? Мы не поймём смысла басни? Поймём неправильно? (Басни написаны в разное время, а в разное время актуальны разные нравственные проблемы. Сама сюжетная часть басни, в которой действуют животные, настолько богата смыслом, настолько поучительна, что из неё можно делать выводы, даже если строчки морали потеряются где-то во времени. Строчки морали часто схожи с пословицами,  поэтому часто становятся крылатыми выражениями.)

4) Какую из двух басен (Эзопа и Крылова) вы предпочтёте выучить наизусть, если будет предложено такое задание? Почему?

V. Итог урока.

– Что мы узнали из басни «Лев и Лисица»?

– Зачем нам нужны басни?

– Я думаю, что вы с удовольствием будете читать басни И. А. Крылова. Научитесь видеть свои недостатки, сможете посмеяться над ними и избавиться от всех недостатков.

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лев и Лисица».