twitter ВКонтакте facebook

Мягкие и твердые согласные звуки

Цели: систематизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; отработать умение писать слова с мягким знаком на конце слова; познакомить с новыми словарными словами.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Выполнение упражнения 32, с. 80.

– Какие опасные места содержат слова?

– Назовите звуки в этих словах.

– Что вы можете о них рассказать?

II. Актуализация опорных знаний.

· Восстановите схему.

– Приведите примеры к схеме.

! Игра «Живые звуки».

Учитель раздает ученикам буквы.

– Отгадайте загадку.

                        Висит за окошком

                        Кулек ледяной.

                        Он полон капели

                        И пахнет весной. (Сосулька.)

– Составьте это слово. (Ученики выстраиваются, держа буквы впереди себя.) Проверка.

– Буквы, оживите! – командует учитель. Каждый ученик рассказывает о «себе».

Образец:

– Я буква С, обозначаю звук [с], согласный, глухой, твердый.

III. Формирование новых знаний.

1. Выполнение упражнения 33, с. 80.

– К какой сказке нарисована иллюстрация?

– Назовите каждый месяц.

– В названии каких месяцев на конце слова слышится мягкий согласный звук?

– Почему он мягкий? Что помогает ему быть мягким?

– Выполните письменное задание. (Комментированное письмо.)

– Что вы можете рассказать о букве мягкий знак. Посчитайте количество букв и звуков в словах.

– В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?

– А почему в словах январь и ноябрь количество звуков и букв одинаковое?

2. Выполнение упражнения 34, с.81. Словарная работа.

– Восстановите и запишите слова. Сравните количество звуков и букв в каждом слове.

– Прочтите новые словарные слова. Объясните значение этих слов.

– Почему буква «е» выделена красным цветом?

– Произнесите эти слова звуками. Что интересное заметили? (Все согласные звуки мягкие.)

– Почему?

– Составьте предложения с этими словами.

– Запишите их. О чем надо помнить при записи предложений?

IV. Итог урока.

– Над чем работали на уроке?

– Как обозначается мягкость согласного на конце слова?

– Приведите примеры таких слов.