twitter ВКонтакте facebook

И. А. Крылов «лисица и виноград»

Цели: расширять читательский кругозор учащихся; развивать творческие способности; развивать навык выразительного чтения.

Оборудование: портрет И. А. Крылова; иллюстрации к басне «Лисица и виноград».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка работ-иллюстраций к басне И. А. Крылова «Лев и Лисица».

III. Введение в тему урока.

– Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое юбилею Ивана Андреевича Крылова:

       Кто не слыхал его живого слова?

       Кто в жизни с ним не встретился своей?

       Бессмертные творения Крылова

       Мы с каждым годом любим всё сильней.

       Со школьной парты с ними мы сживались,

       В те дни «Букварь» постигшие едва,

       И в памяти навеки оставались

       Крылатые крыловские слова.

IV. Работа по теме урока.

1. Самостоятельное чтение басни И. А. Крылова «Лисица и виноград», с. 69–70.

Словарная работа осуществляется по ходу чтения.

– Поделитесь своими мыслями.

2. Беседа по содержанию.

– Пострадала ли эта басня Крылова от того, что в ней нет отдельно сформулированной морали? (Конечно, нет. Сюжетная часть любой басни, выросшая из сказки о животных, представляет собой совершенно законченную историю, которая прекрасно живёт сама по себе, без морали.)

– Давайте вернёмся к басне Эзопа «Лисица и виноград», с. 62. Перечитайте её ещё раз. (Чтение «про себя».)

– Применима ли мораль басни Эзопа к басне Крылова? (По смыслу применима, но по стилю она не подходит. Стиль – это тон, каким разговаривает с нами автор. Эзоп, рассказывая про лисицу, чрезвычайно серьёзен. Крылов остроумен, он создаёт атмосферу живой разговорной речи.)

3. Устная творческая работа.

– Конечно, басню в стихах сочинить чрезвычайно трудно. А басню в прозе сумеете сочинить?

– Что для этого нужно?

– Нам сможет помочь консультант Кентавр Хирон на с. 155 (в конце учебника, раздел «Музей».)

4. Работа с «Картинной галереей».

– «Сходим» в «Картинную галерею» – посмотрим иллюстрации Валентина Серова к басням Ивана Крылова. Зал 3.

– Рассмотрите иллюстрации.

– К каким басням эти иллюстрации?

– Все ли басни вам знакомы?

Информация для учителя

Необходимо сказать детям, что художник Валентин Серов, которого они могут знать как автора живописных работ, был  к тому же  прекрасным рисовальщиком-анималистом («анимал» – в переводе с латинского – животное).

Особенность графики Серова: с одной стороны, это очень точные рисунки, изображающие  реальных животных, с другой стороны, это звери – участники вымышленных басенных нравоучительных событий.

Все сценки, которые он рисует, как будто подсмотрены в жизни, в них нет ничего искусственного, карикатурного. Животные для Серова не являются масками людей. Они важны сами по себе. Серов любуется животными, сочувствует им, поэтому мир его образов такой уютный, беззлобный и достоверный.

V. Итог урока.

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Нужно ли изучать басни? Чему они учат?

Домашнее задание.

Найти в «Хрестоматии» те басни, которых нет в учебнике, но иллюстрации к которым есть в Галерее – зал 3; постараться их прочитать; придумать свою басню в прозе (если кто-то сможет, в стихах) и красиво её оформить; подумать, может ли сказка быть похожей на басню.