twitter ВКонтакте facebook

Наша речь. предложение

Цели: обобщить представления о предложении как единице высказывания; развивать умения делить предложения на слова, составлять предложения из слов и оформлять его на письме; воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход урока

I. Знакомство с учебником. Сообщение темы урока.

– Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.

– Он называется «Русский язык». Это серьезная книга. Тот, кто еще не учился в школе, не сможет ее понять. А вы сможете?

– Ведь вы узнали кое-что о том, как устроен наш язык. Теперь вам предстоит открыть другие секреты языка. На уроках вы узнаете много нового о русских словах, поймете важные тайны нашего письма. Во всех этих открытиях вашим верным помощником станет учебник. Берегите его! В классе и дома работайте с ним так же аккуратно, как и с другими книгами.

– Полистайте учебник. Какие условные обозначения вы увидели?

– Весь учебник поделен на части, и каждая часть озаглавлена. Прочитайте, как называется первая часть. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, из чего состоят предложения, для чего они нужны в речи.

II. Актуализация опорных знаний.

На доске записаны предложение и схема:

С помощью русского языка мы общаемся с другими людьми.

– Что записано на доске? Почему вы решили, что это предложение?

– Из чего состоит предложение? (В схему вставляется карточка с записью «Слово».) Слитно или раздельно пишутся слова в предложениях?

– Приведите примеры способов общения людей (беседа, письмо). Какой бывает речь? (в схему добавляются карточки с записью «письменная»,  «устная».)

– Чем устная речь отличается от письменной?

– Спишите предложение. С маленькой или большой буквы пишется первое слово в предложении? Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (Русского.)

III. Составление рассказа по рисунку.

Выполнение упражнения 1.

– Какую сказку вспомнили, посмотрев на этот рисунок? Чем она закончилась?

– Придумайте свое окончание сказки «Теремок». Какую речь использовали при составлении рассказов?

Физкультминутка

       Это – правая рука,

       Это – левая рука.

       Справа – шумная дубрава,

       Слева – быстрая река.

       Обернулись мы, и вот

       Стало все наоборот:

       Слева – шумная дубрава,

       Справа – быстрая река…

       Неужели стала правой

       Моя левая рука?

IV. Работа по учебнику.

Выполнение упражнений 3, 4 (с. 4–5) устно.

Вывод: предложение выражает законченную мысль.

V. Итог урока.

Тест. Из двух утверждений выберите верное.

1.  а) речь бывает устная и печатная;

     б) речь бывает устная и письменная.

2.  а) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль;

    б) предложение – группа слов, которые не связаны между собой по смыслу.

3.  а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капель;

     б) речь – это разговор, беседа, вопрос.

Домашнее задание: упражнение 2, с. 4.