twitter ВКонтакте facebook

Звуки и буквы. гласные и согласные звуки и буквы

Цели: развивать умение распознавать звук и букву; формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Дети зачитывают свои письма. Определяют количество предложений в них.

II. Сообщение темы урока.

? Отгадайте загадки.

                 Его не видно,

                 В руки не взять,

                 Но зато слышно.

                                             (Звук.)

                 Чёрные, кривые,

                 От рождения немые.

                 Станут в ряд –

                 Враз заговорят.

                                             (Буквы.)

– Какова тема урока? Чем отличаются звуки от букв?

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 29.

– Верны ли были ваши предположения?

1. Слово учителя.

КАК ЗВУКИ НАУЧИЛИСЬ ПРЕВРАЩАТЬСЯ В БУКВЫ
(сказка)

В одной волшебной стране жили звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он ведь был волшебником! И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

2. Гласные и согласные звуки.

– На какие две группы можно разделить звуки?

           Воздух свободно идет через рот,

           Нет препятствий разных,

           Голос участвует, голос зовет,

           Звук получается гласный.

           А согласные … согласны

           Шелестеть, шептать, скрипеть,

           Даже фыркать и шипеть,

           Но не хочется им петь.

                                                                     В. Берестов

– Назовите гласные звуки.

– Назовите согласные звуки.

3. Упражнение 1 выполняется по заданию в учебнике.

Физкультминутка

! Игра.

– Прохлопайте столько раз, сколько гласных звуков в словах.

Барабан, курица, букварь, камыш,учительница, мальчик, урок.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Выполнение упражнения 2.

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета?

2. Задание по вариантам.

Вариант I.

– Выпишите слова, обозначающие предмет.

Вариант II.

– Выпишите слова, обозначающие признак предмета.

Вариант III.

– Выпишите слова, обозначающие действие предмета.

IV. Итог урока.

1. Соедините слова в пары слов, отличающихся одним звуком друг от друга.

2. Закончите предложения.

Звуки мы…

Буквы мы…

Звуки бывают…

Домашнее задание: упражнение 3.