twitter ВКонтакте facebook

Слогообразующая роль гласных

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Ход урока

I. «Словарная опера».

? Разгадайте  кроссворд.

1. Рыжая птичница пришла в курятник порядки наводить. (Лисица.)

2. Верхняя одежда с меховым воротником, обычно ниже колен. (Пальто.)

3. Проживает во дворе,

 В личном доме – конуре.

 И на всех, кого не знает,

 То рычит она, то лает.

(Собака.)

– Тема урока – в заштрихованных клетках. Прочитайте получившееся слово.

– Разделите словарные слова из кроссворда на слоги. Запишите их в тетрадь.

II. Формирование новых знаний.

1. Пронаблюдайте, какой звук образует слог.

Вывод: гласный звук образует слог.

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 38.

– Верно ли мы сделали вывод?

2. Работа по учебнику.

1) Выполнение упражнения 15, с. 38.

2) Выполнение упражнения 16 (устно).

Физкультминутка

III. Закрепление изученного.

1. Выполнение упражнения 19.

– Запишите слова в три столбика.

1 слог                    2 слога              3 слога

– Подчеркните гласные. Какую особенность вы заметили?

– Верно ли вы рассуждали?

ВЕСЁЛАЯ РИФМОВКА

           Сколько в слове гласных –

           Столько и слогов.

           Это знает каждый из учеников.

2. «Путаница» (можно провести в виде самостоятельной работы.)

На доске записаны слова с измененным порядком слогов. Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов.

ро – со – ка, ба – со – ка, тё – ко – нок,

плё – цы – нок, ко – ва – ро, ку – ца – ри, те – нок – лё.

IV. Итог урока.

Вопросы.

1. В слове есть согласные и один гласный. Сколько в слове слогов? назовите такие слова.

2. В слове три согласных и три гласных. На сколько слогов можно разделить это слово?

3. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясните, почему?

Домашнее задание: упражнение 20.