Follow @Pyccstudy |
Цели:
активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их
обозначающих;
совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение
конструировать
предложение из слов.
Ход
урока
I.
Актуализация опорных знаний.
!
Игра
«Кто быстрее соберёт?».
На
доске
выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями
предметов.
Дети,
сидящие на первом ряду, подбирают картинки с
односложными названиями предметов, на втором ряду – с
двусложными, на третьем –
с трёхсложными.
Кит,
топор, мост, карандаш, автобус, рак,
пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова,
стол, куры,
попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук,
дом, ложка,
сорока.
II.
Словарная работа.
1.
Ребята
– мальчики и девочки в
раннем возрасте.
&
Этимология
слова.
Слово
ребята произошло от слова ребёнок.
В старину ребёнок означало
«маленький».
– Запишите
это слово, проговаривая по слогам,
выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьте
ударение.
2.
Хорош?
– так, как надо.
Дождь покапал
и прошёл,
Солнце в
целом свете.
Это очень
хорошо
И большим
и детям.
В. Маяковский
&
Этимология
слова.
Происхождение
слова неясно. Возможно, в древности оно
имело значение «чистый» или
«храбрый».
III.
Формирование новых
знаний.
1.
Слово
учителя.
В
русском языке есть интересный согласный звук Й
(йот). Он любит «играть в прятки» –
«прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.
– В
конце этого слова есть звук [й’]
и специальная буква для него – Й (И
краткое).
А теперь изменим слово:
– Буквы
Й в этих словах уже нет, но звук [й’]
остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё,
которые
обозначают сразу два звука:
2.
Выполнение
упражнения 30.
–
Сколько слогов в каждом слове?
–
Сколько букв в первом слоге каждого слова?
–
Какие это буквы?
–
Какие звуки они обозначают?
–
В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из
двух звуков?
Вывод:
йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух
звуков, если стоят:
ь
в
начале слова;
ь
после
гласных;
ь
после
ь и ъ знаков.
Звукобуквенный
разбор одного из записанных слов:
Юла
– ю – ла
ю –
[й’] – согласный, мягкий, звонкий.
[у] – гласный, безударный.
л –
[л] – согласный, звонкий, твёрдый.
а –
[а] – гласный, ударный.
– Почему
букв меньше, чем звуков?
Физкультминутка
IV.
Составление рассказа по картинке.
1.
Выполнение
упражнения 32.
2.
Работа над конструированием предложений.
Выполнение
упражнения 33.
V.
Итог урока.
– Какие
гласные называются
йотированными? Перечислите
их.
– Хлопните
в ладоши, когда услышите слово, в котором
звуков больше, чем букв.
Юбка,
ярмарка, енот, мел, йод, веретено,
яблоко, ёлка, моряк.
Домашнее
задание:
упражнение 34.