twitter ВКонтакте facebook

Йотированные гласные

Цели: активизировать знания детей о йотированных гласных и буквах, их обозначающих; совершенствовать умение делить слова на слоги; развивать умение конструировать предложение из слов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

! Игра «Кто быстрее соберёт?».

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

Дети, сидящие на первом ряду, подбирают картинки с односложными названиями предметов, на втором ряду – с двусложными, на третьем – с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

II. Словарная работа.

1. Ребята – мальчики и девочки в раннем возрасте.

& Этимология слова.

Слово ребята произошло от слова ребёнок. В старину ребёнок означало «маленький».

– Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, разделите на слоги, поставьте  ударение.

2. Хорош? – так, как надо.

       Дождь покапал и прошёл,

       Солнце в целом свете.

       Это очень хорошо

       И большим и детям.

                                 В. Маяковский

& Этимология слова.

Происхождение слова неясно. Возможно, в древности оно имело значение «чистый» или «храбрый».

III. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

В русском языке есть интересный согласный звук Й (йот). Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за другие буквы. Прочитайте слово.

– В конце этого слова есть звук [й’]  и специальная буква для него – Й (И краткое). А теперь изменим слово:

– Буквы Й в этих словах уже нет, но звук [й’] остался! Где же он притаился? А он спрятался за буквы Я, Ю, Е, Ё, которые обозначают сразу два звука:

2. Выполнение упражнения 30.

– Сколько слогов в каждом слове?

– Сколько букв в первом слоге каждого слова?

– Какие это буквы?

– Какие звуки они обозначают?

– В каких случаях гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков?

Вывод: йотированные гласные е, ё, ю, я состоят из двух звуков, если стоят:

ь в начале слова;

ь после гласных;

ь после ь и ъ знаков.

Звукобуквенный разбор одного из записанных слов:

Юла – ю – ла

          ю – [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

                 [у] – гласный, безударный.

          л –  [л] – согласный, звонкий, твёрдый.

          а –  [а] – гласный, ударный.

– Почему букв меньше, чем звуков?

Физкультминутка

IV. Составление рассказа по картинке.

1. Выполнение упражнения 32.

2. Работа над конструированием предложений.

Выполнение упражнения 33.

V. Итог урока.

– Какие гласные называются йотированными? Перечислите их.

– Хлопните в ладоши, когда услышите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Юбка, ярмарка, енот, мел, йод, веретено, яблоко, ёлка, моряк.

Домашнее задание: упражнение 34.