twitter ВКонтакте facebook

В. Гаршин «лягушка-путешественница»

Цели: продолжить работу над произведением В. Гаршина «Лягушка-путешественница»; развивать навык выразительного чтения, связно излагать свои мысли; воспитывать негативное отношение к хвастовству.

Оборудование: портрет В. Гаршина; выставка книг писателя: «Сказка о жабе и розе», «Сигнал», «Красный цветок», «Художники».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вспомним прочитанное.

– Кто является главным героем сказки? (Лягушка.)

– Поделитесь своими мыслями о лягушке-путешественнице.

2. Выразительное чтение учащимися до конца произведения, с . 75–77 учебника.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа по содержанию.

1) Чем же вызвана просьба лягушки лететь «не так высоко»? («Желанием показать себя», то есть похвастаться тем, какая она необыкновенная.)

2) Какая черта её характера начинает проявляться: трусость, любознательность, хвастливость? Подтвердите словами из текста. (Хвастливость появилась только в результате любознательности. Ведь сначала лягушка, «чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад».)

3) Чего можно ожидать в дальнейшем? (Можно вспомнить басню «Ворона и лисица», которая сходна по сюжету с «Лягушкой»: ни вороне, ни лягушке нельзя было раскрывать рот.)

4) Найдите и прочитайте из последнего отрывка те строки, где лягушка рассказывает новым друзьям о своём путешествии и о цели свого приезда к ним.

5) Найдите, используя весь текст рассказа, строки, которые доказывают, что рассказ лягушки о её путешествии и не мог быть другим. (Желательно читать текст по цепочке вслух.)

6) Как вы определите жанр «Лягушки-путешественницы»? (Это сказка.)

7) Почему? (Поскольку это выдуманная занимательная история, не имеющая откровенного нравоучения.)

8) Из этого сюжета может получиться басня? (Конечно. Сходство с баснями на сюжет «Ворона и лисица».)

9) Сформулируйте мораль к этой ненаписанной басне-сказке. (Например: «Хвастливый человек сам себя обедняет», «Скромный может больше увидеть на своём веку, чем врун и хвастун», «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз», «Хвастливость губит человека».)

2. Работа над иллюстрацией в учебнике на с. 74.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

– Какой эпизод изобразил художник?

– Прочитайте отрывок в сказке, который соответствует этому эпизоду.

– Какой изобразил лягушку  в этом эпизоде художник?

– Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?

IV. Итог урока.

– Чему нас научила эта сказка?

– Было ли вам жалко лягушку? В какой момент?

Домашнее задание.

Составить план сказки; подготовить пересказ близко к тексту.