twitter ВКонтакте facebook

Согласные звуки И БУКВЫ

Цели: уточнить представления о существенных признаках согласных звуков; развивать умение наблюдать за произношением слов.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Комментированное письмо.

На крыльце сидит пушистый кот.

– Подчеркните ошибкоопасные места.

– Какое это предложение по цели высказывания?

– Подчеркните слова, которые начинаются с согласного звука, а заканчиваются – гласным.

II. Сообщение темы урока.

Добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово.

(Столб, шутка, краска, клещ.)

Произнесите получившиеся слова, выделяя голосом первый звук. Какой это звук?

– С какими звуками будем работать на уроке?

– Согласные звуки будем обозначать знаком   (во рту есть преграда).

III. Формирование новых знаний.

1. Послушайте стихотворение. Какие звуки стоят в начале каждого предложения?

– Понаблюдайте, с голосом или без голоса они произносятся.

           Ссс… – змеиный слышен свист.

           Шшш… – шуршит опавший лист.

           Жжж … – шмели в саду жужжат.

           Ррр… – моторы тарахтят.

                                                 В. Берестов

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 63.

– Верны ли ваши предположения?

2. «Словарная опера».

?  Отгадайте загадку.

           Прыг-скок, трусишка!

           Хвост-коротышка,

           Ушки вдоль спинки,

           Глаза с косинкой,

           Одежда в два цвета –

           На зиму и на лето.

                                             (Заяц.)

Заяц.

& Этимология слова.

Образовано от слова заи – «прыгать». Исходное значение «прыгун».

3. Выполнение упражнения 53.

Запишите слова в два столбика.

I столбик – слова, первый звук которых произносится с голосом.

II столбик – без голоса.

Физкультминутка

IV. Закрепление.

Выполнение упражнения 55.

Обсуждение загадок. Запись по вариантам.

Вариант I – первая загадка.

Вариант II – вторая загадка.

Вариант III – третья загадка.

V. Итог урока.

! Игра «Найдите схему».

– Соотнесите рисунки (или карточки со словами) одного ряда с соответствующими схемами.

корова                  бык                    коза

                                  

мак                       роза                   астра

                             

кактус                   кукла                 барабан

                   

– Закончите предложения.

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду, называются…

Согласные звуки могут произноситься…

Домашнее задание: составить и записать по одному предложению со словами заяц, ученик.