Follow @Pyccstudy |
Цели:
обобщить знания о гласных и согласных звуках; учить проводить звуковой
анализ слов.
Ход
урока
I.
Актуализация опорных знаний.
Упражнение
на развитие фонематического слуха.
ЗВУКИ
ЗАБЛУДИЛИСЬ
Кто
на дереве сидит?
Кит.
В
океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растёт?
Рак.
Под
водою кто живёт?
Мак.
– Выпишите
пары слов. Какими звуками они отличаются?
(Кит – кот,
рак – мак.)
!
Игра
«Подбери слово».
На
доске
карточки с представленными схемами и словами.
– Подберите
слова под соответствующие схемы.
II.
Формирование новых знаний.
1.
Составление схемы.
2.
Беседа
по вопросам.
1)
В русском языке 42 звука, а сколько букв? (33.)
2)
На какие две группы делятся звуки? (Гласные, согласные.)
3)
Гласных звуков… (6: [а], [и], [о], [у], [ы], [э].)
4)
Гласных букв… (10: а, и, о, у, ы, е, ё, э, ю, я.)
5)
Согласных букв… (21.)
6)
Если после согласных пишутся гласные а, о, у, ы,
э, то эти согласные звуки … (Твердые.)
7)
А если согласные мягкие, то после них стоят гласные…
(е, ё, и, ю, я.)
8)
[Ж], [Ш], [Ц] – всегда… согласные. (Твёрдые.)
9.
[Ч’], [Щ’], [Й’] –
всегда… согласные. (Мягкие.)
10.
Назовите пары по глухости – звонкости.
3.
Грамматическая сказка.
КТО
ВАЖНЕЕ?
Однажды
поспорили между собой гласные и согласные
звуки, кто из них важнее.
– Конечно,
мы важнее! – заявили гласные. – Без
нас и рта раскрыть нельзя!
– Ну,
это мы ещё посмотрим! – дружно возразили
согласные. – Попробуйте-ка произнести согласные г,
д, ж, з, к, л, п, р, с,
т, ф, х, ц, ч, ш, щ, чтобы хоть немного не приоткрыть рот!
Ничего не
получится!
– А
без нас, гласных а, и, о, у, ы, э,
не получится ни одни слог!
– А
без нас, согласных, ни одно слово не будет
понятно! Ну-ка, скажите без согласных ш, к, л или п,
р, т слова школа,
парта!
– О…
а, а… а… – смущенно протянули гласные и
замолкли.
– Вот
видите! – ликовали согласные.
– Ну,
хорошо, – сдавались гласные. – А вот вы
попробуйте сказать без гласных слова уши, осы, эхо!
– Ш…,
с…, х… – прохрипели согласные и тоже
смутились.
– Вот
видите! Ничего без нас, гласных, не
получится. Значит, мы важнее!
– Нет,
мы!
– Нет,
мы!
Так
и не могли гласные и согласные переспорить друг
друга!
– А
как вы думаете, ребята, кто из них важнее и
нужнее?
Физкультминутка
Я
возьму мяч большой,
Подниму
над головой,
Прогну
спину
И
мяч кину.
III.
Работа по учебнику.
1.
Выполнение
упражнения 57.
2.
Выполнение
упражнения 56. Звукобуквенный анализ.
3.
Выполнение
упражнения 58 (устно).
IV.
Самостоятельная работа.
1.
Подчеркните в словах мягкие согласные: дело, сито,
ягода, малина.
2.
Подчеркните в словах твердые согласные: лист, гуси,
поле, рис.
3.
Проверьте, правильно ли выполнено задание: надо
было подчеркнуть мягкие согласные. Обведите слова, в которых есть
ошибки.
Крокодил,
лыжи, пилот, цифры,
шины, дядя.
V.
Итог урока.
– Представьте,
что вы согласные звуки, что вы можете
рассказать о себе?
Домашнее
задание:
упражнение 60.