Follow @Pyccstudy |
Цели:
продолжить
знакомить учащихся с устным народным творчеством;
формировать навыки беглого, осознанного чтения; умение находить нужный
отрывок
в тексте по вопросу; обогащать словарный запас детей.
Оборудование:
книги
(сказки) «Колобок», «Теремок».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1.
Чтение плана сказки В.
Гаршина
«Лягушка-путешественница»
(2–3 варианта рассмотреть).
2.
Пересказ
сказки близко к тексту.
III.
Подготовка к восприятию.
Учитель
читает записанные на
доске строки:
В
мире много сказок,
Грустных
и смешных,
И
прожить на свете
Нам нельзя
без них.
–
Любите ли вы сказки?
–
Давайте вспомним, какие виды сказок
мы знаем. (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)
–
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство
с русской народной сказкой. Откройте учебники на странице 78,
прочитайте
название сказки, которую мы будем читать.
–
Можно ли по названию сказки сказать,
о ком или о чём пойдёт речь?
IV.
Чтение и анализ произведения.
1.
Чтение
сказки «Яичко» вслух учащимися.
По
ходу чтения проводится словарная
работа.
–
Интересный вариант сказки?
2.
Беседа
по содержанию.
–
Вы ведь теперь настолько образованные
люди, что сможете объяснить загадочное поведение всех персонажей этой
сказки.
1)
Начнём с курочки. Важно ли для
смысла сказки то, где именно она снесла яичко и какое оно было? (Конечно,
важно. Курочка снесла яичко «под полом», то есть в
Нижнем мире, и то, что оно
необычное – пёстрое, остренькое и костяное, –
лучшее подтверждение того, что
оно является волшебным предметом, с которым надо знать, как обращаться.)
2)
Не связано ли с этими фактами то,
что «ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх
шатается»? (Конечно,
связано: разрушение волшебного предмета.)
3)
Почему маленькой мышке удалось
сделать то, что не смогли сделать дед и баба? (Мышка живёт и в
Среднем,
земном мире, и в Нижнем, подземном: только зверушка из Нижнего мира и
может
разрушить волшебное яичко.)
4)
Что вы можете сказать о композиции
сказки? Она такая же, как в сказке «Колобок»,
или как в докучных сказках? (Композиция такая же,
как в сказке
«Колобок»: количество героев и событий, с ними
связанных, нарастает.)
5)
Что такое докучные сказки, нам
объяснит консультант Баба Яга в разделе «Совет
консультантов» на с. 149.
Познакомьтесь с данным объяснением.
6)
На чём основан комический эффект
этой сказки «Яичко»? (На несоразмерности
такого незначительного события, как
разбитое мышкой яичко, и такой нарастающей катастрофичности последствий
этого
мизерного случая.)
–
Хотите узнать, как по-научному называется
композиция, состоящая из цепочки персонажей или событий? Обратимся к
Шалтаю-Болтаю: он знает (с. 156).
V.
Итог урока.
–
Какова основная мысль сказки?
Домашнее
задание.
Выразительное
чтение сказки «Яичко» (с.
78–79).