twitter ВКонтакте facebook

«Яичко» (русская народная сказка)

Цели: продолжить знакомить учащихся с устным народным творчеством; формировать навыки беглого, осознанного чтения; умение находить нужный отрывок в тексте по вопросу; обогащать словарный запас детей.

Оборудование: книги (сказки) «Колобок», «Теремок».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Чтение плана сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»
(2–3 варианта рассмотреть).

2. Пересказ сказки близко к тексту.

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает записанные на доске строки:

           В мире много сказок,

           Грустных и смешных,

           И прожить на свете

           Нам нельзя без них.

– Любите ли вы сказки?

– Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем. (Волшебные, сказки о животных, бытовые.)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с русской народной сказкой. Откройте учебники на странице 78, прочитайте название сказки, которую мы будем читать.

– Можно ли по названию сказки сказать, о ком или о чём пойдёт речь?

IV. Чтение и анализ произведения.

1. Чтение сказки «Яичко» вслух учащимися.

По ходу чтения проводится словарная работа.

– Интересный вариант сказки?

2. Беседа по содержанию.

– Вы ведь теперь настолько образованные люди, что сможете объяснить загадочное поведение всех персонажей этой сказки.

1) Начнём с курочки. Важно ли для смысла сказки то, где именно она снесла яичко и какое оно было? (Конечно, важно. Курочка снесла яичко «под полом», то есть в Нижнем мире, и то, что оно необычное – пёстрое, остренькое и костяное, – лучшее подтверждение того, что оно является волшебным предметом, с которым надо знать, как обращаться.)

2) Не связано ли с этими фактами то, что «ворота скрипят, со двора щепки летят, на избе верх шатается»? (Конечно, связано: разрушение волшебного предмета.)

3) Почему маленькой мышке удалось сделать то, что не смогли сделать дед и баба? (Мышка живёт и в Среднем, земном мире, и в Нижнем, подземном: только зверушка из Нижнего мира и может разрушить волшебное яичко.)

4) Что вы можете сказать о композиции сказки? Она такая же, как в сказке «Колобок»,  или как в докучных сказках? (Композиция такая же, как в сказке «Колобок»: количество героев и событий, с ними связанных, нарастает.)

5) Что такое докучные сказки, нам объяснит консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов» на с. 149. Познакомьтесь с данным объяснением.

6) На чём основан комический эффект этой сказки «Яичко»? (На несоразмерности такого незначительного события, как разбитое мышкой яичко, и такой нарастающей катастрофичности последствий этого мизерного случая.)

– Хотите узнать, как по-научному называется композиция, состоящая из цепочки персонажей или событий? Обратимся к Шалтаю-Болтаю: он знает (с. 156).

V. Итог урока.

– Какова основная мысль сказки?

Домашнее задание.

Выразительное чтение сказки «Яичко» (с. 78–79).