twitter ВКонтакте facebook

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

Цель: развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Тест (по окончании работы проводится проверка).

1) Прочитайте слова. Подчеркните звонкие согласные.

Коза, кошка, стул, огонь, пенал.

2) Прочитайте слова. Подчеркните глухие согласные.

Молоко, папа, барабан, ночь, улица.

2. Самостоятельная работа.

В списке согласных подчеркните одной чертой непарные звонкие, а двумя чертами – непарные глухие.

Б, ш, н, д, ф, щ, л, р, й, х, м, ц, ч, з

3. Соедините линиями пары согласных:

                         б                     т

                         г                     ф

                         з                     п

                         в                     ш

                         д                     к

                         ж                    с

II. Сообщение темы урока.

Выполнение упражнения 67 устно по заданию.

– Согласные, как вы знаете, бывают звонкими и глухими. Некоторые из них так похожи друг на друга – «настоящие двойняшки». Но когда одни говорят – их слышно, а других очень трудно услышать, как они ни стараются. Это парные по звонкости – глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.

III. «Словарная опера».

?  Отгадайте загадку.

           Вот ладонь на длинной ножке

           Выкопала всю картошку.

           Гладка, поката,

           А зовут … (лопата).

Лопа?та.

& Этимология слова.

Раньше было слово лопа – то же, что и рука, ладонь. От него и образовалось лопата – «похожая на ладонь».

– Придумайте и запишите предложение с этим словом.

IV. Формирование новых знаний.

1. Составление таблицы парных и непарных согласных.  Выполнение упражнения 71.

Физкультминутка

2. Прочитайте сообщение Знайки на с. 69, 71.

3. Весёлая рифмовка.

– Прочитайте предложение. Подчеркните все согласные.

– Какие это согласные?

– Запомните это предложение-подсказку, в нём все согласные – глухие.

– Стёпка, хочешь щец?

– Фи!

V. Закрепление изученного.

Выполнение упражнения 70.

– Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить?

VI. Итог урока.

Детям раздаются карточки, представляющие согласные звуки. Ученики становятся в круг, держа карточки в руке.

– Если ваша карточка представляет глухой согласный – присядьте, если звонкий – поднимите руку.

– «Парные согласные», выйдите в центр круга, возьмите свою пару за руку.

Домашнее задание: упражнение 72.