Follow @Pyccstudy |
Цели:
обобщить знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных
звуков.
Ход
урока
I.
Словарный диктант.
Завод,
машина, мороз, сапоги, город, тетрадь,
медведь.
II.
Сообщение темы урока.
Выполнение
упражнения 76 по заданию.
– На
какие ещё группы можно разделить согласные звуки? Вспомните схему:
– Согласные
звуки бывают твёрдые и мягкие. Как же
это получается?
– Что
нужно сделать, чтобы сказать твёрдый звук
[м]? (Сжать губы.)
– Сожмём
губы и скажем твёрдый звук [м]!
– Губы
у нас сжаты. Это одна преграда. А где
наш язык – вверху или внизу? (Внизу.)
Правильно, он не работает,
работают одни губы. Будем обозначать твёрдый согласный кружком с одной
черточкой.
– А
теперь сожмём губы, произнесём мягкий звук
[м’] и посмотрим, что будет делать наш язык. (Он
поднялся вверх.)
– Вот,
оказывается, что делает согласный мягким
– наш язык! Он поднимается спинкой вверх, к нёбу, и создаёт
вторую преграду.
Значит, все мягкие согласные мы будем обозначать кружком с двумя
черточками (преграды
две: язык и губы).
!
Игра
«Поймайте мягкий согласный».
Дети
хлопают в ладоши, если в слове есть мягкий согласный
[в’].
Выл,
вил, вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы,
вязы, выть,
вить.
III.
Работа с учебником.
1.
Выполнение
упражнения 77.
Используя
карточки, составьте схемы слов угол, уголь.
– В
каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
2.
Выполнение
упражнения 78.
– Выпишите
из словарика все слова, в которых пишется
мягкий знак.
Физкультминутка
3.
Выполнение
упражнения 79 по заданию.
4.
Выполнение
упражнения 80.
Вариант
I – 1-я загадка;
Вариант
II – 2-я загадка.
IV.
Итог урока.
– Закончите
предложение:
Согласные
звуки в словах могут быть …
– Приведите
примеры.
Домашнее
задание:
упражнение 82.