twitter ВКонтакте facebook

ЗАКОНЫ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Цели: расширить представления детей о волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов, национальный колорит.

Оборудование: иллюстрации (сказочные герои), карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Запись на доске:

           Что за прелесть эти сказки!

           Каждая есть поэма.

                 А. С. Пушкин

II. Вступительное слово учителя.

А. С. Пушкин очень любил слушать замечательные русские народные сказки, которые ему рассказывала няня – Арина Родионовна.

– Как вы думаете, что привлекало поэта в мире сказок? (Высказывания детей.)

Вывод: в сказках есть все – мужественные герои, веселая шутка, невероятная выдумка.

             Без чудес нет сказок.

             Что ни сказка – то новое чудо!

В сказках нет непоправимых бед и несчастий. Сказки окрыляют человека, делают его сильным.

III. Объявление темы. Постановка целей урока.

– Ребята, вы любите читать сказки? Почему? (Свободные высказывания детей.)

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

     Ну что ж, отправляемся смело вперед,

     Нас сказок народных ждет хоровод.

IV. Изучение нового материала.

С давних времен люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы. Они хотели понять все, что происходит вокруг, мечтали. Так родился удивительный мир сказок.

1. Викторина «Угадай сказку».

1) В одно коровье ухо влезает, а в другое вылезает. («Крошечка-хаврошечка».)

2) Необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой. («Репка».)

3) Есть на свете собака-прорицательница: предсказала мачехе будущее ее падчерицы и родной дочери. («Морозко».)

4) Живой, и смерть не страшна. («Кощей Бессмертный».)

5) Фрукт, обладающий омолаживающим эффектом («Молодильные яблочки».)

6) Два богатыря в одной сумке живут. («Двое из сумы».)

7) Одноместный летательный аппарат без мотора. (В любой сказке про Бабу Ягу.)

2. «Чьи слова?»

Мастер я колоть дрова,

Рыбок уважаю,

Хоть и дурья голова,

Печь меня катает! (Емеля.)

Я богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)

Я – обаятельная жутко

И обладаю нюхом чутким,

Прической славлюсь неземной,

Кощей Бессмертный – братец мой. (Баба Яга.)

Я в семействе не один,

Третий, неудачный сын.

Каждый, кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак –

Не дурак я, а добряк. (Иван-дурак.)

Я – царевна молодая,

Красотой, умом блистаю,

Но с одним лишь я изъяном:

Я – царевна... (Несмеяна.)

Я красив, силен, могуч,

Я грознее грозных туч,

И умнее всех, нет слов,

Много у меня голов. (Змей Горыныч.)

– Что объединяет героев этих сказок? (Все они из волшебных сказок.)

– Назовите своих любимых сказочных героев волшебных сказок. Какие подвиги они совершили? Какими чертами наделяет их народ?

– Назовите приметы волшебной сказки. (Сказочные обороты, формулы, повторы слов, постоянные эпитеты.)

3. Работа в группах.

Дети читают отрывки из волшебных русских народных сказок и находят приметы.

Карточка 1. «Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел освобождать мать от Кощея Бессмертного.

Девица говорит ему на это:

– Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь бессмертный убьет тебя. Ко мне он часто ездит... У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай!

Иван-царевич не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше». («Кощей Бессмертный».)

Карточка 2. «После обеда говорит старший брат, орел:

– Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь – дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.

Средний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, меньшой брат, воробей, – рубашку.

– Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее, никто тебя не осилит.

Иван, купеческий сын, надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную, а об ней было всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти». («Чудесная рубашка».)

Карточка 3. «Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич громко-громко заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!» («Марья Моревна».)

Карточка 4. «Долго ли, коротко ли, в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:

– Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять большой хоронится за среднего, а средний – за младшего, а от меньшего ответу нет.

Выходит Иван-царевич и говорит:

– Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать еще моих братьев». («Сказка о молодuльных яблоках и живой воде».)

Карточка 5. «Как взмахнул Иван своим булатным мечом раз-другой, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил – по колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван – крестьянский сын захватил горсть песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо свои глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не случилось». («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)

Карточка 6. «Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолеет, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села жар-птица и клюет золотые яблоки. Иван-царевич тихонько дополз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста». («Иван-царевич и Серый Волк».)

Карточка 7. «...У царицы родился Иван-царевич, у кухарки – Иван – кухаркин сын, у коровы – Иван Быкович. Стали ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто – кухаркино и кто от коровы народился. Только по тому и различали их: как воротятся с гулянья, Иван-царевич просит белье переменять, кухаркин сын норовит съесть что-нибудь, а Иван Быкович прямо на отдых ложится». («Иван Быкович».)

V. Обобщение изученного.

– Какие места, действия, персонажи, события похожи друг на друга в сказках?

– Какие чудеса волшебных сказок стали действительностью?

Составление «карты мыслей».

 

VI. Итог урока.

– Чего ждете от следующего урока? (Встречи со сказкой.)

             В сказке дивной очутиться

             Каждый хочет, ты поверь.

             В книге сказок приоткрыться

             Может сказочная дверь.

             Если сказки кто читает,

             Туда, бывает, попадает.

             Про всех сказочных героев

             Все он там узнает.

Домашнее задание: принести книги русских народных сказок; читать волшебные сказки (см. список к главе 1).