Follow @Pyccstudy |
Цели:
расширить
представления детей о
волшебной сказке; раскрыть законы волшебных сказок, мудрость, поучающий
смысл,
многообразие сюжетов, национальный колорит.
Оборудование:
иллюстрации (сказочные герои), карточки для работы в группах.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Запись
на доске:
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А. С. Пушкин
II.
Вступительное слово учителя.
А.
С. Пушкин
очень любил слушать замечательные русские народные сказки, которые ему
рассказывала няня – Арина Родионовна.
–
Как вы
думаете, что привлекало поэта в мире сказок? (Высказывания
детей.)
Вывод:
в сказках есть все – мужественные
герои, веселая шутка, невероятная выдумка.
Без
чудес нет сказок.
Что
ни сказка – то новое чудо!
В
сказках нет
непоправимых бед и несчастий. Сказки окрыляют человека, делают его
сильным.
III.
Объявление темы. Постановка целей урока.
–
Ребята, вы
любите читать сказки? Почему? (Свободные высказывания детей.)
Сегодня
мы
совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
Ну
что ж, отправляемся смело вперед,
Нас
сказок народных ждет хоровод.
IV.
Изучение нового материала.
С
давних времен
люди мечтали о том, чтобы научиться управлять силами природы. Они
хотели понять
все, что происходит вокруг, мечтали. Так родился удивительный мир
сказок.
1.
Викторина «Угадай сказку».
1)
В одно
коровье ухо влезает, а в другое вылезает. («Крошечка-хаврошечка».)
2)
Необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой. («Репка».)
3)
Есть на свете
собака-прорицательница: предсказала мачехе будущее ее падчерицы и
родной
дочери. («Морозко».)
4)
Живой, и
смерть не страшна. («Кощей Бессмертный».)
5)
Фрукт,
обладающий омолаживающим эффектом («Молодильные
яблочки».)
6)
Два богатыря
в одной сумке живут. («Двое из сумы».)
7)
Одноместный
летательный аппарат без мотора. (В любой сказке про Бабу Ягу.)
2.
«Чьи слова?»
Мастер
я колоть дрова,
Рыбок
уважаю,
Хоть
и дурья
голова,
Печь
меня
катает! (Емеля.)
Я
богатый, всемогущий,
Очень
стройный,
страшно злющий,
Но
я смерти не
боюсь,
Угадайте,
как
зовусь? (Кощей Бессмертный.)
Я
– обаятельная жутко
И
обладаю нюхом
чутким,
Прической
славлюсь неземной,
Кощей
Бессмертный – братец мой. (Баба Яга.)
Я
в семействе не один,
Третий,
неудачный сын.
Каждый,
кто со
мной знаком,
Называет
дураком.
Не
согласен я никак
–
Не
дурак я, а
добряк. (Иван-дурак.)
Я
– царевна молодая,
Красотой,
умом
блистаю,
Но
с одним лишь
я изъяном:
Я
– царевна... (Несмеяна.)
Я
красив, силен, могуч,
Я
грознее
грозных туч,
И
умнее всех,
нет слов,
Много
у меня
голов. (Змей Горыныч.)
–
Что объединяет героев этих сказок? (Все
они из волшебных сказок.)
–
Назовите своих
любимых сказочных героев волшебных сказок. Какие подвиги они совершили?
Какими
чертами наделяет их народ?
–
Назовите
приметы волшебной сказки. (Сказочные обороты, формулы,
повторы слов,
постоянные эпитеты.)
3.
Работа в группах.
Дети
читают отрывки из волшебных русских народных сказок и находят приметы.
Карточка
1. «Иван-царевич вошел в дом. Девица
его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что
пошел
освобождать мать от Кощея Бессмертного.
Девица
говорит ему на это:
–
Трудно вернуть мать, Иван-царевич! Кощей ведь бессмертный убьет тебя.
Ко мне он
часто ездит... У него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда
ступай!
Иван-царевич
не только поднял меч, еще бросил кверху; сам пошел дальше». («Кощей
Бессмертный».)
Карточка
2. «После обеда говорит старший брат,
орел:
–
Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь
– дарю
со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными.
Средний
брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, меньшой брат,
воробей, –
рубашку.
–
Возьми, – говорит, – эту рубашку пуля не берет;
коли наденешь ее, никто тебя не
осилит.
Иван,
купеческий сын, надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал
сватать за
себя Елену Прекрасную, а об ней было всему свету объявлено: кто победит
Змея
Горыныча, за того ей замуж идти». («Чудесная
рубашка».)
Карточка
3. «Царевич подал другое ведро. Кощей
выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро – взял свою
прежнюю силу,
тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
–
Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный,
– теперь тебе никогда не
видеть Марьи Моревны, как ушей своих. – И страшным вихрем
вылетел в окно,
нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и
унес к
себе. А Иван-царевич громко-громко заплакал, снарядился и пошел в
путь-дорогу:
«Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!» («Марья
Моревна».)
Карточка
4. «Долго ли, коротко ли, в третий раз
царь собирает пир, зовет князей и бояр:
–
Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды
кувшинец о
двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.
Тут
опять большой хоронится за среднего, а средний – за младшего,
а от меньшего
ответу нет.
Выходит
Иван-царевич и говорит:
–
Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать
в
тридесятое царство – поискать тебе молодильных яблок и живой
воды да поискать
еще моих братьев». («Сказка о молодuльных
яблоках и живой воде».)
Карточка
5. «Как взмахнул Иван своим булатным
мечом раз-другой, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил
– по
колени Ивана в сырую землю вогнал. Иван – крестьянский сын
захватил горсть
песку и бросил своему врагу прямо в глазищи. Пока чудо-юдо свои глазищи
протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек
туловище
на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под
калиновый мост
сложил. Сам в избушку вернулся. Лег и заснул, будто ничего не
случилось». («Иван
– крестьянский сын и чудо-юдо».)
Карточка
6. «Наступило время младшего брата
идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть
боится, не
то что прилечь. Как его сон задолеет, он росой с травы умоется, сон и
прочь с
глаз. Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и
светлее. Весь
сад осветило. Он видит – на яблоню села жар-птица и клюет
золотые яблоки.
Иван-царевич тихонько дополз к яблоне и поймал птицу за хвост.
Жар-птица
встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее
хвоста». («Иван-царевич
и Серый Волк».)
Карточка
7. «...У царицы родился
Иван-царевич, у кухарки – Иван – кухаркин сын, у
коровы – Иван Быкович. Стали
ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре
поднимается,
так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и
признать
нельзя было, кто из них дитя царское, кто
– кухаркино и кто от коровы
народился. Только по тому и различали их: как воротятся с гулянья,
Иван-царевич
просит белье переменять, кухаркин сын норовит съесть что-нибудь,
а Иван
Быкович прямо на отдых ложится». («Иван
Быкович».)
V.
Обобщение изученного.
–
Какие места,
действия, персонажи, события похожи друг на друга в сказках?
–
Какие чудеса
волшебных сказок стали действительностью?
Составление
«карты мыслей».
VI.
Итог урока.
–
Чего ждете от
следующего урока? (Встречи со сказкой.)
В сказке дивной очутиться
Каждый хочет, ты поверь.
В книге сказок приоткрыться
Может сказочная дверь.
Если сказки кто читает,
Туда, бывает, попадает.
Про всех сказочных героев
Все он там узнает.
Домашнее
задание:
принести книги русских народных
сказок; читать волшебные сказки (см. список к главе 1).