Follow @Pyccstudy |
Цели:
показать,
что авторская поэзия использует особенности
композиции фольклорных жанров (в данном случае – народная
сказка и приём
кумулятивной цепочки); обратить внимание на значимость вопросительных и
восклицательных знаков в стихотворении для создания эмоциональной и
живой
атмосферы.
Оборудование:
для
выставки – сказка А. Милна
«Винни-Пух и все-все-все»; портреты А. Милна и С.
Маршака.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение русской народной сказки «Яичко».
III.
Подготовка к восприятию.
Слово
учителя.
–
Жил на свете
англичанин Алан Александр Милн. Писал стихи, пьесы, даже детективные
романы.
Много лет минуло с тех пор, а герои его произведений ничуть не
изменились.
Только научились самым разным иностранным языкам. По-русски, например,
они
заговорили с помощью поэта и переводчика Самуила Маршака. В 1912 году
молодой
поэт С. Маршак уехал учиться в Англию. После возвращения опубликовал в
русских
журналах первые переводы. Это были английские и шотландские народные
баллады и
стихи английских поэтов. С тех пор всю жизнь Маршак не расставался с
английской
литературой. Одним из известных его стихотворений для детей стала
английская
«Баллада о королевском бутерброде».
–
Откройте,
пожалуйста, учебник на с. 80.
–
Прежде чем вы
познакомитесь с текстом, предлагаю вернуться к началу главы 3 (с. 59).
–
Рассмотрите
картинку на шмуцтитуле к этой главе.
–
Что заметили?
(Иллюстрацию к «Балладе о королевском
бутерброде» А.-А. Милна.)
–
Попробуйте
догадаться по данной иллюстрации, о чём пойдёт речь в этом произведении.
IV.
Чтение и анализ произведения (с.
80–83).
1.
Выразительное
чтение
учителем.
–
Поделитесь
своими мыслями, чувствами.
2.
Беседа
по содержанию.
1)
Что кажется
вам особенно смешным в этом стихотворении? Зачитайте.
2)
Какой приём
народной сказки лёг в основу композиции? (Кульминация,
кумулятивная цепочка:
король – королева – молочница – корова. И
та же цепочка, но в обратную сторону,
и снова в эту же.)
3)
Какую детскую
игру вам напоминает общение персонажей? (Игра
«Испорченный телефон».)
4)
Попробуйте
дать определение: что такое баллада?
Информация
для учителя
1.
Баллада (от итал. – плясать)
– хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии,
позднее – небольшое
сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный
случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями.
2.
В литературоведческом словаре о
балладе написано, что это увлекательный рассказ в стихах
«часто легендарного,
исторического или героического содержания».
5)
«Баллада о королевском бутерброде»
действительно увлекательный рассказ в стихах. Но всё остальное? Как вы
думаете,
почему А. Милн назвал своё шутливое стихотворение балладой?
6)
Попробуйте найти в тексте
«героические» слова и выражения. Почему нам смешно,
когда мы их читаем?
3.
Выразительное чтение
стихотворения по цепочке учащимися.
–
Молодцы, получилось очень весело!
V.
Итог урока.
–
Какое чувство у вас осталось после
чтения «Баллады о королевском бутерброде»?
–
Кстати, с писателем Аланом
Александром Милном вы встретились не впервые. Именно он написал сказку
про
Винни-Пуха, отрывок из которой есть в «Хрестоматии».
–
На прощание третья глава предлагает
вашему вниманию текст шуточной английской народной песенки, посвящённой
одному
из наших консультантов, – «Шалтай-Болтай»
(с. 84).
Домашнее
задание.
Подготовить
читательские дневники к
проверке; по желанию учащихся: прочитать сказку А. Милна
«Винни-Пух и
все-все-все».