twitter ВКонтакте facebook

А.-А. Милн «баллада о королевском бутерброде». «шалтай-болтай» (английская народная песенка)

Цели: показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров (в данном случае – народная сказка и приём кумулятивной цепочки); обратить внимание на значимость вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении для создания эмоциональной и живой атмосферы.

Оборудование: для выставки – сказка А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»; портреты А. Милна и С. Маршака.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение русской народной сказки «Яичко».

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– Жил на свете англичанин Алан Александр Милн. Писал стихи, пьесы, даже детективные романы. Много лет минуло с тех пор, а герои его произведений ничуть не изменились. Только научились самым разным иностранным языкам. По-русски, например, они заговорили с помощью поэта и переводчика Самуила Маршака. В 1912 году молодой поэт С. Маршак уехал учиться в Англию. После возвращения опубликовал в русских журналах первые переводы. Это были английские и шотландские народные баллады и стихи английских поэтов. С тех пор всю жизнь Маршак не расставался с английской литературой. Одним из известных его стихотворений для детей стала английская «Баллада о королевском бутерброде».

– Откройте, пожалуйста, учебник на с. 80.

– Прежде чем вы познакомитесь с текстом, предлагаю вернуться к началу главы 3 (с. 59).

– Рассмотрите картинку на шмуцтитуле к этой главе.

– Что заметили? (Иллюстрацию к «Балладе о королевском бутерброде» А.-А. Милна.)

– Попробуйте догадаться по данной иллюстрации, о чём пойдёт речь в этом произведении.

IV. Чтение и анализ произведения (с. 80–83).

1. Выразительное чтение учителем.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

2. Беседа по содержанию.

1) Что кажется вам особенно смешным в этом стихотворении? Зачитайте.

2) Какой приём народной сказки лёг в основу композиции? (Кульминация, кумулятивная цепочка: король – королева – молочница – корова. И та же цепочка, но в обратную сторону, и снова в эту же.)

3) Какую детскую игру вам напоминает общение персонажей? (Игра «Испорченный телефон».)

4) Попробуйте дать определение: что такое баллада?

Информация для учителя

1. Баллада (от итал. – плясать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай. Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями.

2. В литературоведческом словаре о балладе написано, что это увлекательный рассказ в стихах «часто легендарного, исторического или героического содержания».

5) «Баллада о королевском бутерброде» действительно увлекательный рассказ в стихах. Но всё остальное? Как вы думаете, почему А. Милн назвал своё шутливое стихотворение балладой?

6) Попробуйте найти в тексте «героические» слова и выражения. Почему нам смешно, когда мы их читаем?

3. Выразительное чтение стихотворения по цепочке учащимися.

– Молодцы, получилось очень весело!

V. Итог урока.

– Какое чувство у вас осталось после чтения «Баллады о королевском бутерброде»?

– Кстати, с писателем Аланом Александром Милном вы встретились не впервые. Именно он написал сказку про Винни-Пуха, отрывок из которой есть в «Хрестоматии».

– На прощание третья глава предлагает вашему вниманию текст шуточной английской народной песенки, посвящённой одному из наших консультантов, – «Шалтай-Болтай» (с. 84).

Домашнее задание.

Подготовить читательские дневники к проверке; по желанию учащихся: прочитать сказку А. Милна «Винни-Пух и все-все-все».