Follow @Pyccstudy |
Цели:
познакомить
учащихся с японским стихотворением (хокку);
развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка;
учить
видеть и чувствовать настроение поэта; воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
табличка
с записанным словом хокку.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1)
Учащиеся в
начале урока сдают на проверку читательские дневники.
2)
Поинтересоваться: кто взял в библиотеке и начал читать произведение А.
Милна
«Винни-Пух и все, все, все»?
III.
Актуализация знаний.
Слово
учителя.
–
Сегодня мы
начнём изучать главу 4 нашего учебника и окунёмся в такой незнакомый и
знакомый
мир. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 85.
–
Рассмотрите
картинку к главе 4.
IV.
Анализ картинки на шмуцтитуле к
главе 4.
–
Что, на ваш
взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший такую картинку?
–
Давайте
рассмотрим её последовательно.
–
В чём особенность
нарисованного дерева? (Дерево поделено на две части: на одной
– веточки
голые, на другой – с листиками. В дереве по природе заложена
возможность
чудесного превращения: голые веточки весной распускаются, цветут, а
летом
превращаются в листья.)
–
Зачем художник
изобразил два домика? (С одной стороны, обычный деревянный дом
может стать
сказочным теремом, если его строит настоящий Художник; с другой
стороны,
обычный деревянный домик может восприниматься как необыкновенный, если
человек
умеет видеть прекрасное в обыденном
или
если с этим домиком его связывают какие-нибудь чувства, например: тепло
воспоминаний, любовь к родному дому.)
–
Что означает
картинка с курицей? (И самая обычная курочка может снести
золотое яйцо – то
есть чудо всегда рядом с нами, надо просто уметь его замечать.)
–
А картинка с
кентавром? (Та же идея: среди обычных коней вдруг оказался
один кентавр.)
–
А кот почему
так изображён? (С виду это самый обыкновенный кот, но под
лупой поэтического
взгляда он становится чудесным котом, героем волшебной сказки.)
–
Как вы
думаете, в чём смысл названия главы «Такой незнакомый
знакомый мир»? (Мир,
который нас окружает, кажется нам понятным и обыкновенным, но это обман
зрения:
на самом деле мир – сложный и неразгаданный, всё время
меняющийся, он только
кажется нам знакомым, но таит в себе массу тайн и неожиданностей; до
конца
познать его просто невозможно: Природа – великая тайна.)
–
А какие
произведения могут быть в этой главе?
–
Может
быть поэзия?
Почему? (Поэт умеет
лучше других видеть необычное в обычном.)
–
Могут быть
рассказы о природе? (Конечно. Природа сама – великое
чудо.)
–
Могут быть
рассказы о человеческих отношениях? (Конечно. Каждый человек
всегда тайна.)
–
А теперь
давайте посмотрим содержание этой главы: из каких произведений она
состоит?
V.
Работа с эпиграфом и текстом
учебника (с. 86).
–
Прочитайте
эпиграф к главе 4 на с. 86.
–
Понятен текст
стихотворения? (Речь в нём идёт о том, что Природа имеет свои
способы
оставлять нам сообщения, писать нам письма и записки.)
–
Прочтите ещё
раз стихотворение (хокку) японского поэта Бусона, который жил более
двухсот лет
назад (1716–1783 гг.).
–
Каким
наблюдением он делится? (Чистое и ясное ночное небо,
освещённое луной, на
котором видна ровная, как строчка, линия летящих гусей.)
–
Кроме того,
что это очень красиво, о чём ещё говорит нам поэт? Кто ещё является
героем его
стихотворения? Ведь кто-то написал эту строчку и поставил эту круглую
блестящую
печать. (Природа.)
–
Что является
строчками в этом тексте? (Это птицы. Но строчками на небесном
свитке могут
быть и облака, и звёзды.)
–
Кто же
настоящий волшебник: Природа или Поэт? (Природа, конечно,
выдающийся
волшебник: она всё время творит и фантазирует. Но и Поэт от неё не
отстаёт.
Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются.)
VI.
Чтение и анализ текста: подражание
хокку Дарьи Албузовой (с. 86).
–
Прочитать
текст – подражание хокку Дарьи Албузовой, которая написала
это хокку, учась в 4
классе.
–
Что поразило
поэтессу – какое наблюдение или впечатление? (Что
облака принимают разные очертания.)
–
Какой вывод
она сделала из своего наблюдения? (Что Природа –
фантазёрка.)
–
Облака – это
плод её фантазий, её воображения, невиданной избыточной
изобретательности.
VII.
Чтение и анализ текста хокку Басё
(в переводе Веры Марковой).
–
Давайте прочитаем
хокку японского поэта Басё, который жил более трёхсот лет назад
(1644–1694
гг.), был бродячим монахом, создал свою школу поэтов, которых учил так:
поэзия
создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир.
–
Какой вывод мы
можем сделать о самом поэте, написавшем такое стихотворение (хокку),
– о его
характере и душевных качествах? (Он наблюдательный, умеет вглядываться в
окружающий его мир
природы, он относится к природе, к каждому её созданию с большим
уважением.)
VIII.
Итог урока.
–
Что нового
узнал каждый из вас на уроке?
–
Что вас
особенно заинтересовало?
–
Спасибо за
работу на уроке. Пусть слово живое ваш разум и душу разбудит, введёт
вас в мир
красоты.
Домашнее
задание.
Подумать,
что
такое фантазия.