twitter ВКонтакте facebook

«Такой незнакомый знакомый мир». д. албузова «подражание хокку». басё. хокку

Цели: познакомить учащихся с японским стихотворением (хокку); развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка; учить видеть и чувствовать настроение поэта; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: табличка с записанным словом хокку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Учащиеся в начале урока сдают на проверку читательские дневники.

2) Поинтересоваться: кто взял в библиотеке и начал читать произведение А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»?

III. Актуализация знаний.

Слово учителя.

– Сегодня мы начнём изучать главу 4 нашего учебника и окунёмся в такой незнакомый и знакомый мир. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 85.

– Рассмотрите картинку к главе 4.

IV. Анализ картинки на шмуцтитуле к главе 4.

– Что, на ваш взгляд, хотел сказать художник, нарисовавший такую картинку?

– Давайте рассмотрим её последовательно.

– В чём особенность нарисованного дерева? (Дерево поделено на две части: на одной – веточки голые, на другой – с листиками. В дереве по природе заложена возможность чудесного превращения: голые веточки весной распускаются, цветут, а летом превращаются в листья.)

– Зачем художник изобразил два домика? (С одной стороны, обычный деревянный дом может стать сказочным теремом, если его строит настоящий Художник; с другой стороны, обычный деревянный домик может восприниматься как необыкновенный, если человек умеет видеть прекрасное в обыденном  или если с этим домиком его связывают какие-нибудь чувства, например: тепло воспоминаний, любовь к родному дому.)

– Что означает картинка с курицей? (И самая обычная курочка может снести золотое яйцо – то есть чудо всегда рядом с нами, надо просто уметь его замечать.)

– А картинка с кентавром? (Та же идея: среди обычных коней вдруг оказался один кентавр.)

– А кот почему так изображён? (С виду это самый обыкновенный кот, но под лупой поэтического взгляда он становится чудесным котом, героем волшебной сказки.)

– Как вы думаете, в чём смысл названия главы «Такой незнакомый знакомый мир»? (Мир, который нас окружает, кажется нам понятным и обыкновенным, но это обман зрения: на самом деле мир – сложный и неразгаданный, всё время меняющийся, он только кажется нам знакомым, но таит в себе массу тайн и неожиданностей; до конца познать его просто невозможно: Природа – великая тайна.)

– А какие произведения могут быть в этой главе?

– Может быть  поэзия? Почему? (Поэт умеет лучше других видеть необычное в обычном.)

– Могут быть рассказы о природе? (Конечно. Природа сама – великое чудо.)

– Могут быть рассказы о человеческих отношениях? (Конечно. Каждый человек всегда тайна.)

– А теперь давайте посмотрим содержание этой главы: из каких произведений она состоит?

V. Работа с эпиграфом и текстом учебника (с. 86).

– Прочитайте эпиграф к главе 4 на с. 86.

– Понятен текст стихотворения? (Речь в нём идёт о том, что Природа имеет свои способы оставлять нам сообщения, писать нам письма и записки.)

– Прочтите ещё раз стихотворение (хокку) японского поэта Бусона, который жил более двухсот лет назад (1716–1783 гг.).

– Каким наблюдением он делится? (Чистое и ясное ночное небо, освещённое луной, на котором видна ровная, как строчка, линия летящих гусей.)

– Кроме того, что это очень красиво, о чём ещё говорит нам поэт? Кто ещё является героем его стихотворения? Ведь кто-то написал эту строчку и поставил эту круглую блестящую печать. (Природа.)

– Что является строчками в этом тексте? (Это птицы. Но строчками на небесном свитке могут быть и облака, и звёзды.)

– Кто же настоящий волшебник: Природа или Поэт? (Природа, конечно, выдающийся волшебник: она всё время творит и фантазирует. Но и Поэт от неё не отстаёт. Равнодушному взгляду, холодному сердцу чудеса не открываются.)

VI. Чтение и анализ текста: подражание хокку Дарьи Албузовой (с. 86).

– Прочитать текст – подражание хокку Дарьи Албузовой, которая написала это хокку, учась в 4 классе.

– Что поразило поэтессу – какое наблюдение или впечатление? (Что облака принимают разные очертания.)

– Какой вывод она сделала из своего наблюдения? (Что Природа – фантазёрка.)

– Облака – это плод её фантазий, её воображения, невиданной избыточной изобретательности.

VII. Чтение и анализ текста хокку Басё (в переводе Веры Марковой).

– Давайте прочитаем хокку японского поэта Басё, который жил более трёхсот лет назад (1644–1694 гг.), был бродячим монахом, создал свою школу поэтов, которых учил так: поэзия создаётся из самых простых вещей, но вмещает целый мир.

– Какой вывод мы можем сделать о самом поэте, написавшем такое стихотворение (хокку), – о его характере и душевных качествах? (Он наблюдательный,  умеет вглядываться в окружающий его мир природы, он относится к природе, к каждому её созданию с большим уважением.)

VIII. Итог урока.

– Что нового узнал каждый из вас на уроке?

– Что вас особенно заинтересовало?

– Спасибо за работу на уроке. Пусть слово живое ваш разум и душу разбудит, введёт вас в мир красоты.

Домашнее задание.

Подумать, что такое фантазия.