Follow @Pyccstudy |
Цели:
развивать умения различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно
обозначать
на письме сочетания этих звуков с гласными.
Ход
урока
I.
Актуализация опорных знаний.
?
Разгадайте кроссворд.
По
горизонтали:
1.
Пьёт бензин, как молоко,
Может
бегать
далеко.
Возит
грузы
и людей,
Ты
знаком,
конечно, с ней.
(Машина.)
По
вертикали:
2.
Отгадай загадку: кто мы?
В
ясный день
сидим мы дома.
Дождь
идёт
– у нас работа:
Топать,
шлёпать
по болотам.
(Калоши.)
3.
До чего она легка,
Легче
крыльев
мотылька.
Бросишь
– вновь
вернётся,
Дунешь
– унесётся.
(Пушинка.)
4.
Он ходит, голову задрав,
5. Что за звёздочки сквозные
Не потому, что важный граф,
На
пальто и на платке!
Не потому, что гордый нрав,
Все
сквозные, вырезные,
А потому, что он … (жираф).
А
возьмёшь – вода в руке.
(Снежинка.)
– Какие
орфограммы содержатся в словах?
– Почему
эти сочетания нужно запомнить? (Звуки
[ж], [ш], твёрдые, а пишется буква и.)
II.
Наблюдение над звуками
[ч’], [щ’].
1.
Выполнение
упражнения 163.
– Над
какими звуками будем работать?
2.
Выполнение
упражнения 164.
На
доске
схема:
– Что
вы можете рассказать о звуках [ж], [ш], [ц]?
– Что
стало известно о звуках [ч’] и [щ’]? Каким
значком будем его обозначать на схемах? ()
Дополняется
схема.
Физкультминутка
III.
Наблюдение над написанием слов с сочетаниями
ча, ща.
Ох,
не помню я опять,
Слово
чаща
как писать!
С
буквой я
или, может, без?
Напишу-ка
лучше лес.
– Какое
правило
поможет этому ученику?
Чаща,
дача и печать –
Нужно
с буквой А писать.
3.
Выполнение
упражнения 167.
Комментированное
письмо.
IV.
Тест.
1.
Найдите слова с мягкими шипящими звуками:
1. Чаща.
6. Чистый.
2. Комар.
7. Щека.
3. Шишка.
8. Хвост.
4. Щенок.
9. Задача.
5. Большой.
10. Самовар.
2.
Найдите слова с твёрдыми шипящими звуками:
1. Ёж.
6. Удача.
2. Чёрный.
7. Щепка.
3. Наташа.
8. Снежинка.
4. Щенок.
9. Цапля.
5. Ужин.
10. Чемпион.
V.
Итог урока.
– Написание
каких сочетаний нужно запомнить? Почему?
Домашнее
задание:
упражнение 166, составить рассказ из 3–4 предложений,
записать его.