twitter ВКонтакте facebook

С. Есенин «с добрым утром!»

Цели: формировать умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения; развивать навык слушания; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет С. Есенина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы думаете, что такое фантазия?

– А вы любите фантазировать?

III. Актуализация знаний.

На доске – портрет поэта С. Есенина.

       В этом имени – слово «есень».

       Осень, ясень, осенний цвет.

       Что-то есть в нём от русских песен –

       Поднебесье, тихие веси,

       Сень берёз и синь – рассвет.

       Что-то есть в нём и от весенней грусти,

       Юности и чистоты…

       Только скажут – «Сергей Есенин»,

       Всей России встают черты…

                                                 Н. Браун

– Посмотрите на портрет С. Есенина и попробуйте сказать, какой он.

– Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы уже читали и учили наизусть.

– Как вы думаете, что он особенно любил? (Красоту природы.)

– А знаете почему? Родился Есенин в живописных окрестностях села Константинова Рязанской области. Он умел замечать всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Судьбе было угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.

И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Мы попробуем открыть для себя мир этого поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.

IV. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию.

– Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром?

2. Чтение и анализ стихотворения (с. 87).

– Послушайте, как изобразил картину утра С. Есенин. Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили?

Учитель читает стихотворение медленно. Затем перечитывает его ещё раз.

– Красивое стихотворение? Поделитесь своими мыслями.

– Прочитайте строчки, которые вам нравятся больше всего.

– Что вас в них удивило?

3. Лексическая работа.

Затон – длинный нетронутый залив реки.

Заводь – низкие берега залива.

Румянить – покрываться розово-красным цветом.

Плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.

– К какому приёму поэт прибегает чаще всего? (Олицетворение.)

– Подходит ли стихотворению название, данное поэтом?
(В названии – общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это вся Природа словно говорит человеку: «С добрым утром!»)

3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Проследите, как пробуждается природа.

4. Работа с «Картинной галереей». Зал 4.

Просмотр картины Марка Шагала «Синий дом».

– Настоящий художник – всегда Поэт, обладающий редким даром в обыденном и привычном разглядеть чудесное и запоминающееся.

V. Итог урока.

– Какие чувства у читателя пробуждают произведения С. Есенина?

– Да, Есенин – поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту простой русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. И мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» наизусть, с. 87; проиллюстрировать и подписать словами стихотворения.