Follow @Pyccstudy |
Цели:
формировать
умение видеть образные
языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения;
развивать навык
слушания; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи;
воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
портрет
С. Есенина.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
–
Как вы думаете, что такое фантазия?
–
А вы любите фантазировать?
III.
Актуализация знаний.
На
доске – портрет
поэта С. Есенина.
В
этом имени – слово «есень».
Осень,
ясень, осенний цвет.
Что-то
есть в нём от русских песен –
Поднебесье,
тихие веси,
Сень
берёз и синь – рассвет.
Что-то
есть в нём и от весенней грусти,
Юности
и чистоты…
Только
скажут – «Сергей Есенин»,
Всей
России встают черты…
Н.
Браун
–
Посмотрите на портрет С. Есенина и
попробуйте сказать, какой он.
–
Вспомните, какие стихотворения С.
Есенина вы уже читали и учили наизусть.
–
Как вы думаете, что он особенно
любил? (Красоту природы.)
–
А знаете почему? Родился Есенин в
живописных окрестностях села Константинова Рязанской области. Он умел
замечать
всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться
увиденным.
Судьбе было угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано,
но за
свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.
И
сегодня на уроке мы познакомимся ещё
с одним прекрасным стихотворением Сергея Есенина. Мы попробуем открыть
для себя
мир этого поэта, попытаемся раскрыть секрет красоты есенинского слова.
IV.
Работа по теме урока.
1.
Подготовка
к восприятию.
–
Видели ли вы когда-нибудь пробуждение
природы утром?
2.
Чтение
и анализ стихотворения (с. 87).
–
Послушайте, как изобразил картину
утра С. Есенин. Какой он увидел природу? Какие чувства его охватили?
Учитель
читает стихотворение медленно.
Затем перечитывает его ещё раз.
–
Красивое стихотворение? Поделитесь
своими мыслями.
–
Прочитайте строчки, которые вам
нравятся больше всего.
–
Что вас в них удивило?
3.
Лексическая
работа.
Затон
– длинный нетронутый залив реки.
Заводь
– низкие берега залива.
Румянить
– покрываться розово-красным цветом.
Плетень
– изгородь из сплетённых прутьев и ветвей.
Перламутр
– твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском.
–
К какому приёму поэт прибегает чаще
всего? (Олицетворение.)
–
Подходит ли стихотворению название,
данное поэтом?
(В названии – общее настроение восхищения красотой
пробуждающейся природы.
Это не только крапива, это вся Природа словно говорит человеку:
«С добрым
утром!»)
3.
Самостоятельное
чтение стихотворения учащимися.
–
Проследите, как пробуждается природа.
4.
Работа
с «Картинной галереей». Зал 4.
Просмотр
картины Марка Шагала «Синий
дом».
–
Настоящий художник – всегда Поэт,
обладающий редким даром в обыденном и привычном разглядеть чудесное и
запоминающееся.
V.
Итог урока.
–
Какие чувства у читателя пробуждают
произведения С. Есенина?
–
Да, Есенин – поэт очень нежный.
Секрет его стихов в том, что он открывает нам красоту простой русской
природы,
которую мы не замечаем, не умеем видеть. И мы благодарны поэту за его
необычайно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту
другим.
Домашнее
задание.
Выучить
стихотворение С. Есенина «С
добрым утром!» наизусть, с. 87; проиллюстрировать и подписать
словами
стихотворения.