twitter ВКонтакте facebook

Разделительный мягкий знак

Цель: ознакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака.

Ход урока

I. Словарная работа.

?  Отгадайте загадки.

           У меня обложка синяя,

           На любой странице – линия,

           Чтоб помочь ученику

                     Ровно вывести строку.

                        (Тетрадь.)

           Кто в лесу глухом живёт?

           Неуклюжий, косолапый,

           Летом ест малину, мёд,

           А зимой сосёт он лапу?

                         (Медведь.)

– Почему на конце этих слов вы написали ь?

II. Формирование новых знаний.

1. Учитель предлагает отгадать загадку.

           В землю тёплую уйду,

           К солнцу колосом взойду,

           в нём тогда таких, как я,

           Будет целая семья.

                           (Семя.)

– Запишите отгадку.

– Прослушайте ещё раз загадку. Какое слово по произношению сходно со словом семя? Произнесите эти слова.

– Чем различаются эти слова по произношению? (В слове семья слышится звук [й`], согласный звук не сливается с гласным.)

– Как показать на письме, что мягкий согласный звук [м’] не сливается с гласным звуком [а]? (Написать ь знак.)

– Напишите слово семья.

2. Наблюдение над словами с разделительным ь.

Выполнение упражнения 182 по заданию.

– Предположите, как можно назвать этот мягкий знак?

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 137.

3. Заучивание правила.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь

                            Перед е, ё, и, ю, я

                            Я в словах стою, друзья.

                            Воробьи, семья, жильё –

                            Перед я, ю, и, е, ё.

Физкультминутка

III. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 185 по заданию.

Выполняется фонетический разбор слов семя, семья.

2. Выполнение упражнения 186 самостоятельно.

IV. Тест.

– Подчеркните слова с разделительным ь.

                         Пью                Льёт

                         Кольцо           Платье

                         Копьё             Альбом

                         Пони              Воробей

V. Итог урока.

Грамматическая сказка.

О МЯГКОМ ЗНАКЕ И ЕГО РОДНОМ БРАТЕ

В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого – Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и всё время спорили, кто из них важнее.

– Я! – говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.

– Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А ещё я показываю, что … (Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не сливаются с гласными.

– Зато я, – возражал ему брат, – пишусь и в конце слова, и в середине.

– Ну и что? – спорил с ним Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными. (С какими? Подскажите.)

И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед. Он наклонился над ними и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.

– Что же мог сказать им их дедушка Всевед? Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.

Домашнее задание: упражнение 187.