Follow @Pyccstudy |
Цель:
ознакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака.
Ход
урока
I.
Словарная работа.
?
Отгадайте загадки.
У
меня обложка синяя,
На
любой странице – линия,
Чтоб
помочь ученику
Ровно вывести строку.
(Тетрадь.)
Кто
в лесу глухом живёт?
Неуклюжий,
косолапый,
Летом
ест малину, мёд,
А
зимой сосёт он лапу?
(Медведь.)
– Почему
на конце этих слов вы написали ь?
II.
Формирование новых знаний.
1.
Учитель предлагает отгадать загадку.
В
землю тёплую уйду,
К
солнцу колосом взойду,
в
нём тогда таких, как я,
Будет
целая семья.
(Семя.)
– Запишите
отгадку.
– Прослушайте
ещё раз загадку. Какое слово по произношению
сходно со словом семя? Произнесите эти слова.
– Чем
различаются эти слова по произношению? (В
слове семья слышится звук [й`], согласный звук не
сливается с гласным.)
– Как
показать на письме, что мягкий согласный звук
[м’] не сливается с гласным звуком [а]? (Написать ь
знак.)
– Напишите
слово семья.
2.
Наблюдение над словами с разделительным ь.
Выполнение
упражнения 182 по заданию.
– Предположите,
как можно назвать этот мягкий знак?
– Прочитайте
сообщение Знайки на с. 137.
3.
Заучивание правила.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
Ь
Перед
е, ё, и, ю, я
Я
в словах стою, друзья.
Воробьи,
семья, жильё –
Перед
я, ю, и, е, ё.
Физкультминутка
III.
Закрепление.
1.
Выполнение
упражнения 185 по заданию.
Выполняется
фонетический разбор слов семя, семья.
2.
Выполнение упражнения 186 самостоятельно.
IV.
Тест.
– Подчеркните
слова с разделительным ь.
Пью
Льёт
Кольцо
Платье
Копьё
Альбом
Пони
Воробей
V.
Итог урока.
Грамматическая
сказка.
О
МЯГКОМ ЗНАКЕ И ЕГО РОДНОМ
БРАТЕ
В
стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у
него два внука, два брата близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а
другого –
Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и всё время
спорили, кто
из них важнее.
– Я!
– говорил Мягкий Знак, обозначающий
мягкость согласных на письме.
– Подумаешь,
я тоже обозначаю мягкость
согласных. А ещё я показываю, что … (Как вы
думаете, ребята, что показывает
разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не
сливаются с
гласными.
– Зато
я, – возражал ему брат, – пишусь и в
конце слова, и в середине.
– Ну
и что? – спорил с ним Разделительный
Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные
всегда были моими
друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными. (С какими?
Подскажите.)
И
так они спорили очень долго, пока не вмешался дед
Всевед. Он наклонился над ними и тихо-тихо что-то сказал. После этого
они
больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.
– Что
же мог сказать им их дедушка Всевед?
Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как
без них
было бы невозможно грамотно писать слова.
Домашнее
задание:
упражнение 187.