twitter ВКонтакте facebook

К. Бальмонт «гномы»

Цели: формировать речевые умения, навыки слушания; развивать поэтический слух; познакомить детей с творчеством  К. Д. Бальмонта; воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: портрет К. Бальмонта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков. Обсуждение подписей.

2. Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром!» наизусть.

III. Подготовка к восприятию.

Слово учителя.

– Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942 гг.) родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье земского деятеля и через всю жизнь пронёс любовь к «печальной красоте» среднерусской природы. Страстный путешественник, он объехал многие страны и континенты. Впечатления от увиденного отразились в его творчестве. Интересуется национально-фольклорной темой.

            Как я пишу стихи

       Рождается внезапная строка,

       За ней встаёт немедленно другая,

       Мелькает третья, ей издалека

       Четвёртая смеётся, набегая.

       И пятая, и после, и потом,

       Откуда, сколько – я и сам не знаю,

       Но я не размышляю над стихом

       И, право, никогда – не сочиняю.

                                            К. Бальмонт

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1. Выразительное чтение учителем (с. 88).

– Какое чувство осталось у вас после чтения?

– Какое желание возникло?

2. Лексическая работа.

Хоромы, вырезные лампы.

3. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

4. Беседа.

1) Меняют ли смысл стихотворения две последние строчки? Почему? (Воображение унесло лирического героя в сказочный мир, а в реальной жизни всё оказалось очень прозаично, обыденно.)

2) Какие именно слова «переворачивают» смысл стихотворения? («Нет, ошибся. То – слепые чёрные кроты».)

3) Почему стихотворение называется «Гномы», а не «Кроты»? (Смысл стихотворения в том, что Поэт в самом заурядном явлении может увидеть чудо; оно о внутреннем мире Поэта, о мире его фантазии, воображения, поэтому и называется «Гномы».)

4) Как ещё можно было бы его назвать? («Сказка прямо под ногами», «Подземные короли», «Чудеса под землёй».)

5) Как называется приём, на котором основан смысл стихотворения? (Контраст.)

Обратиться за консультацией к Шалтаю-Болтаю в разделе «Совет консультантов» на с. 156.

V. Итог урока.

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению К. Бальмонта «Гномы».