twitter ВКонтакте facebook

Изменение имен существительных по числам

Цели: развивать умения определять число имён существительных, изменять имена существительные по числам.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Учитель раздаёт ученикам заранее приготовленный текст.

– Выберите имена существительные и подчеркните их одной чертой.

                   – Отчего у мамочки

                   На щеках две ямочки?

                   – Отчего у кошки

                   Вместо ручек ножки?

                   – Отчего шоколадки

                   Не растут на кроватке?

                   – Отчего у няни

                   Волоса в сметане?

                   – Отчего у птичек

                   Нету рукавичек?

                               С. Белый

После выполнения задания – взаимопроверка.

2. Выполнение упражнения 11.

Устно проводится работа по определению границ предложений. Учащиеся объясняют написание пропущенных в словах букв. Самостоятельно записывают предложения.

II. Формирование новых знаний.

1. Выполнение упражнения 13 по заданию.

– Какие пары слов вы запишете?

– Какой частью речи являются эти слова?

– Определите тему урока.

2. Образование единственного числа имён существительных.

– В каком числе даны существительные? Как вы это определили?

– Какие пары слов вы запишете?

– Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена существительные изменяются по числам.

3. Знакомство с правилом.

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 10.

Физкультминутка

III. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 14.

– На какие вопросы отвечают имена существительные?

– Как определить число имени существительного?

– Прочитайте первую группу слов. Какое предложение у вас получилось?

Предложение записывается на доске, существительные подчеркиваются одной чертой. Над именами существительными указывается число (ед. ч. или мн. ч.). Аналогичная работа проводится со второй группой слов.

2. Самостоятельная работа.

– Выпишите одушевлённые существительные во множественном числе:

                      1. Дома.             6. Утята.

                      2. Дети.             7. Спортсмены.

                      3. Песня.            8. Дожди.

                      4. Лошадка.      9. Кони.

                      5. Цветы.          10. Русалки.

IV. Итог урока.

! Игра «Измени существительное».

Учитель произносит имя существительное в единственном числе и бросает мяч ученику, ученик образует множественное и возвращает мяч учителю.

Домашнее задание: выучить сообщение Знайки на с. 10.