twitter ВКонтакте facebook

Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу

Цели: развивать умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные; ознакомить со словами, близкими и противоположными по смыслу.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Комментированное письмо.

Выполнение упражнения 74.

II. Наблюдение над словами, противоположными по значению.          1.  «Слова-спорщики» (можно инсценировать диалог).

На улице было прохладно. Клоуны были одеты по-разному.

Филя. Ну и жарко!

Кузя. Да ты что? Холодно!

Филя. Я весь покраснел!

Кузя. А я побелел!

Филя. Ты что такой кислый?

Кузя. А ты что – сладкий?

Филя. Нет, я бодрый! А что это мы всё спорим: жарко– холодно, покраснел – побелел, кислый – сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может, они как-нибудь называются?

Кузя. Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами.

(На доску вывешивается карточка, раскрашенная в противоположные цвета: чёрный и белый.)

Анто

нимы

2. Выполнение упражнения 78 по заданию.

3. На доске записано стихотворение.

– Вставьте пропущенные слова-антонимы.

           Ручейку говорила река:

           – Ты узкий, а я …!

           Ты мелкий, а я … !

           Об одном позабыла река –

           Что она началась с ручейка.

Физкультминутка

III. Наблюдение над словами, близкими по значению.

1. Выполнение упражнения 79 по заданию, устно.

Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.

(На доске – карточка.)

СИнонимы

2. Выполнение упражнения 80 по заданию.

Коллективная работа.

3. На доске записаны слова:

                  грустный               мощный

                  умный                    нежный

                  красный                 печальный

                  сильный                 мудрый

                  ласковый               алый

– К словам, записанным в левой колонке, подберите синонимы из правой.

IV. Итог урока.

– О чём узнали на уроке?

Домашнее задание: упражнение 82.