twitter ВКонтакте facebook

Упражнения в распознавании и подборе родственных слов

Цель: развивать умение распознавать родственные слова.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа.

– Какое слово лишнее?

1. Гром, громкость, громадный, громкий.

2. Мышь, мышка. мышонок, смышлёный.

3. Выспаться, сыпь, сыпучий, сыпать.

4. Жалость, жалоба, жалкий, ужалить.

5. Нечаянно, чай, чайник, чайный.

II. Образование родственных слов.

1. Выполнение упражнения 6.

– Что общего в родственных словах?

– Дополните каждую группу 1–2 своими родственными словами.

2. «Помогите Незнайке».

– Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и вот что осталось:

Машина – …ист, рыба – …ак, море – …як, пожар – …ик, писать – …тель, скрипка – …ач.

Физкультминутка

III. Закрепление.

Выполнение упражнения 5 по заданию.

Комментированное письмо.

IV. Итог урока.

– На доске я записала родственные слова. Это мои родственники. Так ли это?

Мама, папа, сын, бабушка, дедушка, тётя.

– Какие слова называют родственными?