Follow @Pyccstudy |
Цели:
ввести понятие «корень слова»; формировать умение
выделять его в родственных словах.
Ход
урока
I.
Актуализация опорных знаний.
– Незнайка
подбирал однокоренные слова. Вот что
у него получилось:
матрос
пыль
матрас
пыльный
матроска
пылать
– Нет
ли здесь ошибок? Почему ты так думаешь?
Что обязательно должно быть у родственных слов?
– Запишите
группы родственных слов.
II.
Формирование новых знаний.
1.
Слово учителя.
– Сегодня
на уроке мы узнаем, как называется
общая часть родственных слов.
На
доске
– запись: Корень.
– Какое
значение есть у этого слова? (Корень
дерева, корень зуба, корень волоса.)
– Корень
– важная часть чего-либо.
2.
Выполнение
упражнения 8.
– Запишите
первую группу слов. Найдите общую часть у этих слов.
– В
русском языке общую часть родственных слов называют
корнем и
обозначают вот таким значком.
На
доску
вывешивается карточка.
– Какие
слова «выросли» из корня мастер?
Проводится
работа со второй группой слов.
3.
Грамматическая сказка.
ДВА
КОРНЯ
Встретились
однажды корень куста и корень слова.
– Здравствуй,
– говорит один. – Я – корень, а ты кто?
– А
я тоже корень, – отвечает другой.
– Я
в земле живу, – сказал первый. – А ты где живёшь?
– А
я живу в словах, – ответил второй.
– Ну,
какой же корень может жить в словах! – усмехнулся
первый. – Вот я корень
так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает
целый
куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
– Не
хвастайся, – отвечает с улыбкой второй. – От меня и
от других таких же корней,
как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
– Подумаешь!
– не унимался первый. – Зато на кустах и деревьях,
которые от меня вырастают,
зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не
съешь.
– А
без слов, которые от меня вырастают, ни
одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя!
– не
сдаётся второй.
Услышали
их спор люди и говорят:
– Не
спорьте, друзья, оба вы нам необходимы.
Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень
нужны и
такие, от которых новые слова вырастить можно!
III.
Упражнения в выделении
корня слова.
Так
же, как и у кустов,
Корень
слова есть у слов.
Будь
внимателен к словам,
Отыщи
в них корень сам.
1. На доске
записана рифмовка:
Лес,
лесок, лесной, лесник,
Цвет,
цветок, цветной, цветник.
Лётчик,
самолёт, полёт,
Ледяной,
ледовый, лёд.
Сад,
посадка, посадил,
Род,
родители, родил.
–
Выделите корни у этих
слов.
2. Выполнение
упражнения 9.
– Выпишите
родственные слова. Выделите общую часть
– корень.
IV.
Итог урока.
– Что
такое корень слова?
– Как
его выделить?