twitter ВКонтакте facebook

Корень слова. однокоренные слова

Цель: развивать умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа.

– Разделите слова на группы. Запишите родственные слова в столбики. Обозначьте корень.

Лист, хвостик, хвостатый, листок, листочек, хвост, листопад.

II. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

1. Выполнение упражнения 9 по заданию.

– Что общего у слов каждой группы?

– Прочитайте сообщение Знайки на с. 64.

– Как будем называть слова, имеющие общую часть – корень?

2. На доске записаны слова:

а) морозных, холодный, мороз;

б) смелый, храбрый, смелость;

в) вода, водный, водитель;

г) нос, носильщик, носовой (платок).

– Найдите в каждой строчке однокоренные слова и докажите это.

– Напишите только однокоренные слова. Выделите значком корень.

Физкультминутка

III. Ознакомление со способом нахождения корня в слове.

1. На доске записано слово.

Заморозил

– Что такое корень слова?

– Выделите корень в этом слове. Смогли ли вы это сделать?

Учитель дописывает однокоренные слова.

Заморозил, морозец, заморозки, мороз, морозный.

– Какие слова я дописала? Почему? Сможете ли вы сейчас выделить в слове заморозил корень?

– Попробуйте сделать вывод, как правильно выделить корень в слове.

Чтобы правильно выделить корень в слове, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть у них является общей.

2. Подберите и запишите однокоренные слова к слову звон. Запишите их в столбик, корень под корнем. Поставьте ударение в словах.

IV. Игра «Горка».

Дети разбиваются на группы (по 4–6 человек). Получают карточки, на которых нарисованы «горки» с клетками внутри для записи слов, в которых даны только корни.

Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова.

 

V. Итог урока.

– Что узнали о корне? (Как найти корень в слове.)