twitter ВКонтакте facebook

Безударные гласные в корне слова

Цель: закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

! Игра «Поймай однокоренное слово».

На доске записано по одному исходному слову для каждого ряда:

Липа, сосна, осина

Учитель называет слова. члены команд, услышав однокоренное слово, хлопают в ладоши.

1) Липа, липнуть, липовый, липучий, липонька, липка, налипло, налипать, отлипнуть;

2) сосна, соснуть, сосны, насосная, сосновый, сосняк, сосёнка;

3) осина, посинеть, осень, осинник, осы, подосиновик, осенний, осинка, осиный.

II. Формирование новых знаний.

Выполнение упражнения 14.

Слова записывать группами:

– Что можно сказать о гласной в корне? (В первом слове – ударная, во втором – безударная.)

– О чём пойдёт речь на уроке?

– Почему в слове боровик в корне слова написали букву О? (Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.)

– Подумайте, какое слово будет проверяемым, а какое проверочным?

           Мы под удареньем пишем

           Без сомненья то, что слышим.

           Если ж звук без ударенья,

           Вызывает он сомненья.

           Ударение над гласной

           Может сделать букву ясной!

III. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 15 по заданию.

Коллективная работа.

2. Выполнение упражнения 16 (первая группа слов).

! Игра «Чей ряд лучше».

У каждого ученика имеется набор сигнальных карточек-букв: А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.

Ведущий называет слово с безударной гласной в корне, дети поднимают соответствующую карточку-букву.

Трава, роса, змея, кольцо, перо, скала, стекло, длина, окно, пчела и др.

IV. Итог урока.

– Какие гласные в корне нужно проверять?

– Какие слова являются проверочными?

Домашнее задание: упражнение 17 (вторая группа слов).