twitter ВКонтакте facebook

СОБИРАТЕЛИ НАРОДНЫХ СКАЗОК. «МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ»

Страницы учебника: 6–20.

Цели: дать представление об А. Афанасьеве; расширить представления детей о волшебной сказке на основе текста сказки «Морской царь и Василиса Премудрая».

Оборудование: выставка книг, запись спокойной таинственной музыки, запись боя часов.

Ход урока

I. Организационный момент.

           Шар земной я исходил,

           Много сказок посетил.

           И сегодня к вам, друзья,

           В гости я зашел не зря.

           Рассказать хочу детишкам,

           Что все сказки эти – в книжках!

II. Работа с выставкой книг.

– Рассмотрите обложки книг. Что заметили? (Нет автора.)

– Объясните почему? (Автор неизвестен, так как эти сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Так сказка передавалась «из уст в уста».)

– Посмотрите, на титульном листе каждой книги под названием есть запись: в обработке А. Н. Толстого или А. Н. Афанасьева, в пересказе А. Н. Толстого или К. Д. Ушинского и др.

– Можно ли назвать перечисленных писателей авторами сказок? (Ответы детей.) Кто они?

III. Объявление темы и постановка целей урока.

Интересно, сказки потому назвали так, что их сказывают. Они появились очень давно, наверное, еще в те далекие времена, когда человек научился говорить. Долго сказки жили только в народной памяти. Ведь записывать их стали сравнительно недавно – лишь 150 лет назад.

Вот об этих людях, которые записывали для потомков народные сказки, мы будем сегодня говорить.

– Что вам хочется о них узнать? (Ответы детей.)

– Сегодня вы познакомитесь с собирателями и издателями сказок, встретитесь с народной волшебной сказкой.

IV. Вступительное слово учителя.

1. Сообщение о собирателях, сказителях и сказочниках.

Некогда ходили по Руси «бахари» – сказочники, ходили веселые скоморохи. Вокруг них всегда собиралась толпа – кому неохота узнать про чудо-чудное! Даже у Ивана Грозного были свои бахари – три слепых старика, которые неотлучно дежурили при царской постели. В разных уголках России рассказывали разные сказки и даже одну и ту же, но по-разному. Многие сказки с годами забываются. Но жили на свете люди – они не просто любили сказки, а сохраняли, записывали: сельский учитель, врач, студент, грамотный крестьянин.

В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жил-был человек по имени Александр Николаевич Афанасьев. Афанасьев подумал: если попросить всех, кто может, записать сказки, а потом собрать эти записи и напечатать, получится большая книга. Эта книга и будет тем чудесным сказочником, который помнит все сказки и никогда не забудет.

2. Чтение исторической справки об А. Афанасьеве.

– Давайте прочитаем статью – историческую справку об А. Афанасьеве – и ответим на поставленный вопрос.

(Чтение статьи учебника.)

– Сколько лет работал Афанасьев над книгой? (9 лет.)

– Кто помогал ему в создании книги? (В. Даль, Русское Географическое общество.)

600 сказок подарил он читателям. Афанасьев назвал свой сборник хорошо и просто – «Народные русские сказки». Прошли годы, народ понял, какие сокровища сберег Афанасьев, и теперь книга имеет другое название – «Народные русские сказки А. Н. Афанасьева». Интересно, что для детского чтения было всего 88 сказок.

V. Изучение нового материала.

1. Собиратели сказок.

Александр Афанасьев был избран в члены Русского географического общества по отделению этнографии (от греческого «этнос» – народ).

Этнография – отрасль исторической науки, которая изучает происхождение, расселение, состав, а также материальную и духовную культуру народов мира.

Совет Русского географического общества своим постановлением предоставил в распоряжение Афанасьева все имеющиеся в архиве Общества сказки, записанные во время фольклорных экспедиций в десятках губерний, в сотнях деревень огромной России. Он приступил к чтению, сравнительному анализу и обработке сказок в 1852 году.

В. Даль передал Афанасьеву 150 сказок.

– Как вы думаете, а в зарубежной литературе есть свои собиратели сказок? (Ответы детей.)

Первым европейским опытом собирательства и записи большого корпуса сказочных сюжетов можно считать опыт Шарля Перро в ХVII веке.

– Вспомните, какие сказки Ш. Перро вы знаете. (Ответы детей.)

У Ш. Перро всего 11 сказок. Все они основаны на народных сюжетах.

В XIX веке немецкие писатели Якоб и Вильгельм Гримм не только писали свои сказки по мотивам народных, но и записывали сказки от живых носителей традиции и публиковали их, сопровождая научными комментариями (они сопоставляли сказочные сюжеты разных местностей и народов, обнаруживали сходство и старались найти причины этого). Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлеклись еще в молодости, когда были студентами. Их сборник сказок называется «Детские и семейные сказки».

– Собиратель сказок и сказочник – одно и то же?

– Талантливый сказочник – это знаток сказок, соавтор и настоящий актер одновременно. А собиратель сказок? (Высказывания детей.)

2. Работа с «лентой времени» (с. 7).

– Рассмотрите «ленту времени».

– Почему А. Пушкин стоит в одном ряду с собирателями сказок? (Предположения детей.)

– Почему начало письменности приходится на конец IV–начало III тысячелетия до н. э., а начало письменности Древней Руси – Х век н. э.? Вспомните из курса «Окружающий мир. 3 класс». (В 863 году два ученых – братья Кирилл и Мефодий – отправились к славянам. Они перевели на славянский язык богослужебные книги и создали славянскую азбуку. С тех пор восточные славяне, а также болгары, македонцы и сербы пользуются алфавитом, который называется кириллицей – в честь Кирилла.)

Физкультминутка

3. Знакомство со сказкой.

Звучит музыка, бьют часы.

Часы возвестили нам о том, что пришло время встречи со сказкой.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – страна сказок, чудес и волшебства.

Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые причудливые, горы – самые высокие, птицы – самые звонкие, чудища – самые страшные, а дома – прекрасные терема и дворцы.

Послушайте сказку и отметьте те места, которые подтверждают мысль, что народные сказки собирались и записывались. (Желательно, чтобы учитель неторопливо рассказывал сказку, сохраняя все ее поэтические особенности, композицию и лексику.)

– В каких сказках встречаются похожие события и герои? (Во 2 классе сравнивались народная сказка «Морозко» и сказка Ш. Перро «Спящая красавица» – сходные сюжетные линии.)

– Вспомните «Сказку о царе Салтане». Что вы узнали? (А. Пушкин использует сюжетные линии сказки из сборника сказок А. Афанасьева «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре».)

– Сделайте вывод. (Эта сказка имеет общие признаки с другими народными сказками, которые всегда сохраняют художественные особенности волшебных сказок.)

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

VI. Итог урока.

– Что вы можете сказать о сказке, с которой сегодня познакомились? Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания детей.)

Домашнее задание: что хотите сделать дома, какое задание? (Проиллюстрировать, перечитать, ответить на вопросы и т. д.)

Рефлексия.

– Чем мы будем заниматься завтра?

– К чему нам надо подготовиться?

– Что для этого надо сделать?