twitter ВКонтакте facebook

«Мир просит тебя: открой меня заново!»

Цели: расширять читательский кругозор учащихся; развивать творческие способности детей;  формировать умение связно излагать свои мысли; воспитывать интерес к чтению детской литературы.

Оборудование: на доске фотографии  с зарисовками природы в разное время года.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися наизусть стихотворения А. Фета «Весенний дождь».

III. Работа по теме урока.

1. Анализ картинки на шмуцтитуле, предваряющем главу 5.

– Юные читатели! Сегодня мы начинаем работать с новой главой 5 «Мир просит тебя: открой меня заново!»

– Откройте учебники на с. 111, рассмотрите картинку.

– Узнаёте ли вы кого-нибудь из персонажей? (Карик и Валя, Шалтай-Болтай и Алиса, а также какой-то мальчик с лупой, который занимает на картинке главное, центральное, место. Это – главный герой главы, с которым ещё предстоит познакомиться.)

– Как так могло получиться, что про Карика и Валю мы читали в предыдущей главе, а они на картинке, посвящённой следующей главе?

– Предлагаю вам внимательно пролистать главу и выяснить, действительно ли это так.

– Почему же Карик и Валя здесь изображены? (Эта глава, как и предыдущая, посвящена чудесам Природы, поэтому приключения Карика и Вали могли быть помещены и в этой главе.)

2. Работа с эпиграфом к главе (с. 112).

– Откройте страницу 112 учебника.

– Вверху страницы записан эпиграф к главе 5.

– Прочитайте эпиграф.

– Что означает вопрос, который задаёт поэт?

– Что хочет сказать поэт этим преувеличением?

– А может быть, это не столько преувеличение, сколько восхищение необыкновенными возможностями Природы? Ведь крошечный муравей, который находится всё время в движении, действительно проходит огромные расстояния и непостижимым для человека образом находит свой муравейник.

3. Беседа по вопросам учебника, с. 112.

4. Анализ картины Винсента Ван-Гога «Дорога с кипарисами и звездой» (зал 5).

– Рассмотрите картину.

– Правда, необыкновенная?

– Вам встречалась когда-нибудь такая манера письма?

– Как вы назовёте такой мазок, такое движении кисти? А почему художник так пишет?

– Рассмотрите небо.

– Небо – синее?

– Эти чёрточки, которыми художник пишет небо, одного цвета или разного?

– Почему же они разноцветные? Разве ночное небо разноцветное? (Сияние, мерцание звезды и луны делают небо сложным по цвету и загадочным.)

– Так почему же художник пишет небо не гладко, а прерывистыми разноцветными чёрточками? (Таким образом, художник передаёт пульсирующее мерцание звёзд.)

– Рассмотрите дерево.

– В каком климате растут кипарисы? (На юге, в данном случае это юг Франции.)

– На что похож этот кипарис? (На костёр.)

– Почему художник так изображает деревья?

– А такая манера письма, такой мазок помогает создать впечатление энергии, жизненных сил деревьев? (Да.)

– Что это за «золото» вдоль дороги? (Это поле пшеницы.)

– А что напоминает сама дорога? (Она напоминает реку, воду.)

– А чем напоминает? (Как будто рябь на реке, как будто вода движется.)

– Так какое же впечатление в целом оставляют небо, кипарисы, дорога, звезда на картине Ван-Гога? (Всё движется.)

Вывод: с помощью такого необычного прерывистого мазка – разноцветными чёрточками – художник говорит нам о том, что Природа живая, что она дышит, пульсирует, движется.

IV. Итог урока.

– Какой этап работы на уроке вас особенно заинтересовал?

Домашнее задание.

Подготовить читательские дневники к проверке.