twitter ВКонтакте facebook

Трёхстишия (хокку) басё и исса

Цель:  формировать у детей представления о том, что такое художественный образ.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию.

– Юные читатели, сегодня на уроке мы посмотрим, как японские поэты, образно говоря, пронзительно воспринимают мир природы и какие точные образы создают.

– Откройте, пожалуйста, учебник на с. 113.

III. Работа с трёхстишиями (хокку) Басё и Исса.

1. Самостоятельное чтение учащимися про себя.

– Как необходимо читать каждое трёхстишие (хокку)?

2. Выразительное чтение учащимися.

3. Беседа.

– Есть ли в первом стихотворении какие-нибудь специальные поэтические приёмы, украшающие образ: сравнения, эпитеты, метафоры? Если возникнут затруднения, обратитесь за помощью к консультанту Кентавру Хирону в раздел «Совет консультантов» на с. 154. (Единственный эпитет – «уродливый» ворон.)

– Вы ясно себе представляете ту картинку, которую рисует поэт? Нравится?

– На чём же держится образ? Как называется этот приём? (Образ держится на контрасте. Контрастом утверждается и даже подчёркивается красота мира.)

– Вам приходилось когда-нибудь видеть красную луну? Расскажите.

– Чем вы объясните употребление восклицательных знаков во втором трёхстишии?

– Подумайте, почему Исса обращается именно к детям, а не просто к людям? (Сама красная луна – это так красиво, что кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. Должен же быть у этого чуда хозяин? Но хозяином может быть только тот (или те), кто сам верит в чудеса и живёт в мире чудес. Такие люди – только дети.)

– Замените мысленно слово «дети» на слово «люди» и понаблюдайте, изменится ли смысл.

– Сравните начальные строчки в первом и втором стихотворении. Вы сразу видите образы, созданные поэтами?

– Можно ли сказать, что оба поэта «берут быка за рога»? (Да: оба поэта сразу указывают нам, на что надо смотреть, чему надо удивляться.)

– Попробуйте в строчке «Уродливый ворон»  вместо знака тире поставить восклицательный знак. Что-нибудь изменилось?

IV. Итог урока.

– Какое задание для вас показалось интересным?

Домашнее задание.

Подумать, чем похоже построение стихотворений Басё и Исса в переводе Веры Марковой.