Follow @Pyccstudy |
Цель: формировать
у детей представления о том, что такое художественный образ.
Оборудование:
учебник
Н. А. Чураковой «Литературное
чтение. 3 класс. Часть I».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Подготовка к восприятию.
–
Юные читатели, сегодня на уроке мы
посмотрим, как японские поэты, образно говоря, пронзительно
воспринимают мир
природы и какие точные образы создают.
–
Откройте, пожалуйста, учебник на с.
113.
III.
Работа с трёхстишиями (хокку) Басё и Исса.
1.
Самостоятельное
чтение учащимися про себя.
–
Как необходимо читать каждое
трёхстишие (хокку)?
2.
Выразительное
чтение учащимися.
3.
Беседа.
–
Есть ли в первом стихотворении
какие-нибудь специальные поэтические приёмы, украшающие образ:
сравнения, эпитеты,
метафоры? Если возникнут затруднения, обратитесь за помощью к
консультанту
Кентавру Хирону в раздел «Совет консультантов» на
с. 154. (Единственный
эпитет – «уродливый» ворон.)
–
Вы ясно себе представляете ту
картинку, которую рисует поэт? Нравится?
–
На чём же держится образ? Как
называется этот приём? (Образ держится на контрасте.
Контрастом утверждается
и даже подчёркивается красота мира.)
–
Вам приходилось когда-нибудь видеть
красную луну? Расскажите.
–
Чем вы объясните употребление
восклицательных знаков во втором трёхстишии?
–
Подумайте, почему Исса обращается
именно к детям, а не просто к людям? (Сама красная луна
– это так красиво,
что кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. Должен же быть у этого
чуда
хозяин? Но хозяином может быть только тот (или те), кто сам верит в
чудеса и
живёт в мире чудес. Такие люди – только дети.)
–
Замените мысленно слово «дети» на
слово «люди» и понаблюдайте, изменится ли смысл.
–
Сравните начальные строчки в первом и
втором стихотворении. Вы сразу видите образы, созданные поэтами?
–
Можно ли сказать, что оба поэта
«берут быка за рога»? (Да: оба поэта сразу
указывают нам, на что надо
смотреть, чему надо удивляться.)
–
Попробуйте в строчке «Уродливый
ворон» вместо
знака тире поставить
восклицательный знак. Что-нибудь изменилось?
IV.
Итог урока.
–
Какое задание для вас показалось
интересным?
Домашнее
задание.
Подумать,
чем похоже построение
стихотворений Басё и Исса в переводе Веры Марковой.