twitter ВКонтакте facebook

А. Вознесенский «на спинку божия коровка…», «с ясеней…»

Цели: формировать представления о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира; ещё раз обнаружить содержательность таких литературных приёмов, как сравнение и метафора; последовательно разбирая с детьми смысл каждого высказывания поэта, прийти к пониманию поэтического образа, который создаёт автор.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Чем похоже построение стихотворений Басё и Исса?

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает строки, написанные на доске:

         Творенье может пережить творца:

         Творец уйдёт, природой побеждённый,

         Однако образ, им запечатлённый,

         Веками будет согревать сердца.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

– А вот как воспринимает мир природы русский поэт Андрей Вознесенский, который, кстати, очень любит и ценит японские хокку, вы узнаете, прочитав два его стихотворения на с. 114 учебника.

IV. Работа со стихотворениями А. Вознесенского.

1. Самостоятельное чтение учащимися про себя.

2. Выразительное чтение учащимися.

3. Лексическая работа.

Стынущим (чайком) – остывающим.

Ясень – вид дерева.

4. Беседа.

1) Вы представляете те образы, которые создал поэт? Видите их? Поделитесь мыслями.

2) Каким приёмом Андрей Вознесенский пользуется в первом стихотворении? А во втором? (В первом стихотворении – сравнение, во втором – метафора.)

3) Какое из четырёх стихотворений (с. 113–114) вам понравилось больше всего? Почему?

4) Кстати, вспомните, что такое японские хокку. (Разъяснение даёт консультант Шалтай-Болтай в разделе «Совет консультантов» на с. 156.)

5) Как вы думаете, эти четыре стихотворения можно поместить в предыдущую главу учебника? Как она называется? Они подошли бы туда по смыслу? (Смысл вопроса не в том, чтобы проверить, запомнили ли дети название главы (пусть пролистают книгу назад и найдут), а в том, чтобы проверить, удерживают ли они эмоциональный пафос изучаемых глав. Конечно, они бы подошли по смыслу, потому что мир Природы как чудо.)

5. Работа с «Картинной галереей».

– Хотите продлить поэтическое настроение? Пойдёмте в галерею, посмотрим там картину Марка Шагала. Зал 5, название «Я и деревня».

– Но сначала прочитаем обращение к нам, читателям, автора учебника Н. А. Чураковой на с. 114–115.

Информация для учителя

Речь идёт о том, что мир людей и мир животных в деревне составляет единое целое. Главные действующие лица – лирический герой (это автопортрет самого художника: его зелёный профиль мы видим справа) и молодая корова с доброй мордой и человеческим глазом. «Все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь» (В. Маяковский).

Марк Шагал делится с нами сходным переживанием: все мы немножко коровы. Профили коровы и человека обращены друг к другу. Рты полуоткрыты. На шее у лирического героя цепочка из бусинок с крестиком, на шее у коровы тоже бусики. Лирический герой, видимо, желая понравиться корове, словно превращается в бога растительного мира: у него зелёное лицо и в руках он держит (явно предназначая это в подарок корове) зелёную веточку. Это кажется объяснением в любви тому уютному миру родной деревни, миру природы, который так ценит художник.

Настоящий художник часто сохраняет чудесную способность видеть мир вверх тормашками, необычно, по-особенному, как дети. Доказательства этому учащиеся могут обнаружить в самой картинке Марка Шагала.

V. Итог урока.

– Выскажите мысль о творчестве А. Вознесенского на основе прочитанного.

– Какие знания этого урока вам пригодятся в жизни?

Домашнее задание.

Подготовить  рисунок на тему «Мир наоборот».