twitter ВКонтакте facebook

Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»

Цели:

– продолжить формирование навыка основного способа чтения – целыми словами;

– совершенствовать навык выразительного чтения;

– развивать фонематический слух, речевые умения, воображение.

Оборудование: карточки с пунктуационными знаками !, ., ? ;с изображениями предметов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс рисунков о волшебных буквах русского алфавита.

2. Чтение учащимися стихотворений о буквах.

III. Постановка цели урока.

– Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – знаки препинания. Кто же это? Отгадайте загадки:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

                (Вопросительный знак.)

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца.

                (Восклицательный знак.)

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

                (Точка.)

Учитель открывает на доске карточки с изображением знаков препинания.

– Какую роль выполняют эти знаки в письменной и устной речи?

– Прочтите предложения, передавая голосом различную интонацию в соответствии со знаками препинания.

Я умею читать.

Я умею читать?

Я умею читать!

– Итак, сегодня на уроке мы и будем учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.

Интонация – тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего.

IV. Изучение нового материала.

1. Совершенствование навыка чтения.

– Прочтите скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем в быстром темпе:

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

                                       В. Лунин

– С какой интонацией надо читать слова утки?

2. Развитие фонематического слуха.

– Назовите предметы, изображенные на карточках.

– Разложите карточки парами, выбрав предметы, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются.

Ответ: банки – санки; шишка – мишка; жук – лук.

3. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Про медведя».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется произведение?

– Рассмотрите иллюстрации на с. 14–15 учебника.

– Как вы думаете, о ком это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

4. Словарная  работа  и  анализ  прочитанного  произведения.

Приятель – друг.

Восторг – радость.

Нацарапай – напиши.

– Как выражал свои чувства медведь?

– Какие звуки он произносил? Что выражал звуками?

– Какие звуки не могут передать рев медведя? Произнесите эти звуки.

– Найдите и зачитайте строки, в которых говорится о том, что ответил медведь на предложение автора «…нам письмо ты нацарапай».

– Можно ли, зная лишь звуки о, э, ы, у, а, произнести слово, выразить свою мысль? Почему?

– Прочтите пословицы:

џ Слово – серебро, молчание – золото.

џ Слово дано человеку, а животному – немота.

– Какая пословица отражает идею стихотворения?

– Объясните смысл этой пословицы.

– Прочтите пословицы на с. 15 учебника.

– Объясните их значение.

– Какие звуки Медведь произносит с восторгом, с удивлением, нежно?

– Прочтите с различной интонацией восклицания:

«О-о-о!» (удивленно)

«Э-э-э!» (важно)

«У-у-у!» (обиженно)

«А-а-а!» (нежно)

 Физкультминутка

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зубок,

Кому в лапочку.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Как вы думаете, о ком это стихотворение?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратите внимание на пунктуационные знаки.

– Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)

– С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.)

– Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)

– Почему поссорились мальчик и пчела?

Учащиеся  по  выбору  учителя  читают  стихотворение  «Разговор с пчелой».

– Зачитайте слова из стихотворения, которые помогают оживить картину. (Уж-жасно, нуж-жен, уж-жин.)

– Какие звуки в словах нужно произнести протяжно?

– Зачитайте  только  слова  пчелы,  показывая  голосом,  что  она  рассердилась.

2. Чтение стихотворения И. Гамазковой «Кто как кричит?».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Кто изображен на иллюстрациях в учебнике на с. 17?

– Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Фронтальная работа: учитель читает первую строчку каждого двустишия, а учащиеся – вторую.

– Не допустили ли вы ошибок при чтении?

– Подумайте, почему они возникают, почему трудно подобрать правильный ответ? Сравните свои ответы по смыслу и звучанию.

– Обычно в стихотворении два последних слова согласуются по звучанию (рифмуются), а в веселом стихотворении И. Гамазковой рифма подсказывает неверный по смыслу ответ.

3. Игра «Продолжи рифму».

– Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу.

Дедушку зовут Лука,

У него болит … (рука).

На столе – с картошкой плошка,

За столом – голодный … (Прошка).

Рисовал художник ламу

И картинку вставил в … (раму).

Вкусный и душистый плов

Приготовил повар … (Пров).

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я … (пил).

Хорошо танцует Ваня

И его сестренка … (Таня).

Вечно плачет этот Лёва,

Говорят ему: «Ты – … (рёва)».

Зреет на кустах малина,

Соберет ее … (Марина).

Собирал модели Юлик,

Помогал братишке … (Юрик).

В блеске солнечных лучей

По земле бежит … (ручей).

VI. Итог урока.

– С произведениями каких авторов мы познакомились?

– Что объединяет эти произведения?

– Как можно передать чувства говорящего?

– Какое стихотворение понравилось больше всего?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение изученных стихотворений.