twitter ВКонтакте facebook

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука», С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Цели:

– продолжить формирование выразительного и осмысленного чтения;

– совершенствовать навык чтения целыми словами;

– учить анализировать произведения;

– развивать  речевые  умения,  творческие  способности,  память  и мышление.

Оборудование: карточки-ребусы; кроссворд; фотографии и рисунки с изображением животных; алфавит; карточки с загадками; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворений.

Учащиеся парами читают стихотворение И. Гамазковой.

– Стихотворение  М. Бородицкой  «Разговор  с  пчелой»  прочтите  по ролям.

III. Постановка цели урока.

– Разгадайте ребусы:

а)           б)

                (Алфавит.)                                    (Азбука.)

– Что такое алфавит?

– Что такое азбука?

– Сколько букв в алфавите?

– В каких случаях пригодится знание расположения букв в алфавитном порядке?

– Как же образовались слова алфавит и азбука?

Буква «А» похожа на перевернутую вниз рогами голову быка. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бет. Алефбет – это название состоит как бы из двух склеенных первых букв древней азбуки. Во время своих путешествий слово «алефбет» все время изменялось и дошло до нас как «алфавит».

Но у нас есть для него и второе название – азбука. А оно откуда? По-древнерусски первая буква алфавита называлась аз, вторая – буки. Вот и получилось аз-буки, или азбука. А слово «букварь» означает «собрание букв», равно как «словарь» – собрание слов.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений на тему «Жили-были буквы».

IV. Изучение нового материала.

1. Отработка техники чтения.

– Прочтите чистоговорку:

Ра-ра-ра – Кате спать пора.

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ри-ри-ри – на ветке снегири.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

– Прочтите гласные на одном выдохе:

а-у-и ы

а-э-о-у

о-а-ы-у

– Прочтите слоги на одном выдохе:

на-ня-ла-ля

са-ся-за-зя

ба-бя-да-дя

2. Чтение стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

– Прочтите фамилии авторов.

– Прочтите название стихотворения.

– Рассмотрите иллюстрации.

– Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.

– Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?

– Чем эти два стихотворения отличаются?

3. Игра «Подбери рифму».

Учитель называет слово, а ученики подбирают к нему слова, согласующиеся по звучанию.

Упала (молчала, читала, кричала).

Бочка (почка, кочка, ночка, дочка).

На окне (на стене, во дворе, на траве, на заре).

 Физкультминутка

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Громко.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Тихо.)

Учащиеся повторяют движения за учителем.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».

– Кто автор этого произведения?

– Как называется это стихотворение?

– Рассмотрите иллюстрации к произведению.

– Предположите, о чем или о ком стихотворение.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ав-то-бус – автобус

верб-люд – верблюд

гип-по-по-там – гиппопотам

дель-фин – дельфин

вполз-ти – вползти

на-воз-ный – навозный

про-вор-ча-ла – проворчала

за-спо-ри-ла – заспорила

по-ссо-рил-ся – поссорился

про-жуж-жал – прожужжал

– Прочтите самостоятельно стихотворение.

Далее  учащиеся  читают  стихотворение  вслух  цепочкой  по  одной строке.

– Что необычного в этом автобусе?

– О ком это стихотворение?

– Прочтите обращение автора к читателям.

– Какой совет скрывается в последнем четверостишии?

– Обратите внимание на строки в этом стихотворении. Здесь скрывается секрет. Если вы выпишете первые буквы каждой строчки, то вы его отгадаете.

– Какой секрет вы открыли?

– Какие буквы алфавита не использовал автор?

– Есть ли среди пассажиров автобуса малоизвестные вам животные?

Учитель демонстрирует изображения животных и кратко рассказывает о них.

2. Игра «Назовите буквы».

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

– Какие буквы вы видите? Назовите!

– Внимательные  люди    художники    увидели  и  показали  буквы  вокруг нас. А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

VI. Итог урока.

– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово в кроссворде.

Загадки:

1. От цветка к цветку порхает,

    Утомится – отдыхает.

2. Рыжая, с пушистым хвостом,

    Живет в лесу под кустом.

3. Узнать его и просто и легко:

    Высокого он роста и видит далеко.

4. У меня ходули – не страшит болото:

    Лягушат найду ли – вот моя забота.

5. Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный?

6. Вот иголки и булавки

    Выползают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят.

7. Кто на себе свой домик носит?

Ключевое слово: алфавит.

– Что такое алфавит?

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Какой совет дает С. Маршак читателям?

Домашнее задание:

1) подобрать материал об одной из букв алфавита (стихотворения, картинки с изображением предметов, загадки);

2) перечитать понравившиеся произведения первого раздела «Жили-были буквы».

Дополнительный материал к уроку 5

Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964).

Мар-шак, Мар-шак… Слышите? Как будто пульсирует жилка. Энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это случайность, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия била ключом, помогая преодолеть болезни, горе, потери.

Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября 1887 г. в Воронеже. У известных писателей принято искать литературно одаренных предков. Был такой и у Маршака. Правда, очень давно, говорят, аж в XVII в.

Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Родители же занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали; отец без конца искал работу.

В край далекий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

Наконец обосновались в маленьком Острогожске. Можно сказать, что как поэт Маршак родился недалеко от этих мест. Было поэту четыре года. Хотя кто в четыре года не поэт и не счастлив?..

Года четыре был я бессмертен,

Года четыре был я беспечен...

А вот как переводчик Маршак родился точно в Острогожске. Одиннадцатилетним гимназистом он по заданию учителя перевел оду Горация.

Судя по воспоминаниям, в детстве Маршак все время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

Но, как оказалось, невероятные истории случаются и в жизни. Летом 1902 г. в жизни Маршака произошло чудо. Он, выросший на грязной окраине захолустного городка, оказался в столице, блестящем Петербурге, среди людей, чьи имена знала вся Россия. Талант и счастливый случай привели Маршака к Владимиру Стасову – знаменитому исследователю культуры и художественному критику. И здесь, у «седовласого старика-богатыря», «маленький мальчишка в слишком коротких панталонах» читает свои стихи Репину, Горькому, Шаляпину. Он пишет слова к сочинению композиторов Глазунова и Лядова, и это сочинение исполняется в одном из великолепных залов Петербурга.

Стасов открыл мальчику другой мир и помог в нем обосноваться. Но когда Владимира Васильевича не стало, старые проблемы подступили вновь.

Гимназии Маршак не кончил. В университет поступить не мог. И должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями. С 1907 г. они постоянно появлялись на страницах разных газет и журналов. Писал он и стихи, но на них не очень-то обращали внимание.

В 1911 г. Маршак впервые отправился в заграничное путешествие, на Ближний Восток. Оттуда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой познакомился на корабле. Вместе с ней в 1912 г. Маршак едет учиться в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию «с мешком за плечами и палкой в руках». Здесь, в Англии, в его жизни впервые появилось то, что позднее так тесно привязало его к книге, притом более всего – к детской: первый ребенок в семье, ребята из «Школы простой жизни» и любовь к английской поэзии, которой он не изменил до конца своих дней. Путь Маршака к детской книге был долгим и извилистым. В первые десятилетия нового века Самуила Яковлевича не оставляла забота о детях-беженцах, о тех, кто остался без дома, без родителей, о тех, кто голодал. А было таких в годы Первой мировой войны, а потом Гражданской – тысячи и тысячи.

Сам Маршак говорил: «Я пришел в детскую литературу через театр». В 1920-е гг. в Краснодаре вместе с поэтессой Е. И. Васильевой он начал писать пьесы для ребят. Пьесы ставились в местном театре, потом – в «Детском городке». В 1922 г. они были опубликованы в сборнике «Театр для детей». Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград, Маршак пришел работать в Театр юных зрителей. Поиск сюжетов для пьес привел его в библиотеку, где собирались детские писатели. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.

C 1923 г. Маршак – редактор журнала «Воробей», затем – редактор отдела издательства. Это был не просто отдел, это был «редакционный оркестр», где Маршак «был и дирижером, и первой скрипкой». Под управлением этого дирижера рождались стихи, рассказы, сказки, написанные специально для ребят «бывалыми» людьми: Житковым, Бианки и многими, многими другими. Ох, как пригодилась тут Маршаку его «нетерпеливая» энергия! Он «советовал, читал вслух, ссорился, требовал, настаивал и уговаривал». Суровый, подчас жесткий критик, Самуил Яковлевич никогда не был добреньким покровителем начинающих авторов. Что ж, таким и должен быть дирижер разноголосого оркестра, который представляло собой замечательное издательство, выпускавшее детские книжки.

За свою работу Маршак не раз получал различные награды, не раз бывал председателем важных комиссий. И оставался поэтом. В 1923 г. вышли  его  «Детки  в  клетке»,  «Дом,  который  построил  Джек» и «Пожар». Все самые знаменитые детские книжки были написаны поэтом в 1920–1930-е гг.

«Люди пишут, а время стирает...» К счастью, стирает не все. Кто не знает почтальона «с толстой сумкой на ремне» или «рассеянного с улицы Бассейной». Уж никто и не помнит, что такое гамаши, которые он натягивал, а книжка живет. Такой он обаятельный и запоминающийся с первой же строчки – этот рассеянный.

А как хочется, услышав слова: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?», – бросить все и убежать играть с этим самым мячом!

Стихотворные строчки Маршака запоминаются сразу же. Кажется, будто поэт их не сочинял – просто они были всегда.

Самуил Яковлевич долго работал над каждым произведением. Так, пьеса-сказка «Кошкин дом» из пятистраничной выросла в целое большое представление, а «Мистера Твистера» он исправлял раз тридцать. Его отличала безукоризненная честность в работе. Он все делал на совесть, касалось ли это заказной агитационной подписи на коробке с макаронами для армии в годы войны или осуществления заветного замысла. Для него всегда было «искусство строго, как монетный двор». Несмотря на неважное здоровье, он прожил долгую жизнь с трагическими потерями и безоблачными счастливыми днями. Он написал много и о многом – от стихотворных подписей под картинками до философских раздумий о жизни.