twitter ВКонтакте facebook

Обобщение по теме «Жили-были буквы»

Цели:

– повторить и обобщить пройденный материал;

– совершенствовать умения анализировать и сравнивать произведения;

– продолжить формирование навыка чтения целыми словами;

– развивать речевые умения, фонематический слух, творческие способности, память и мышление;

– воспитывать интерес к литературному творчеству и  чтению.

Оборудование: выставка рисунков учащихся; карточки с играми; касса букв; альбомные листы для каждого ученика, карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

– Тема нашего урока формулируется так, как начинаются русские народные сказки: «Жили-были…»

– О ком или о чем мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку – и вы это узнаете.

Прилетели галки в поле

И уселись на снегу…

Стану я учиться в школе –

Разобраться в них смогу!

                           (Буквы.)

– Прочтите тему нашего урока: «Жили-были буквы».

– Почему эта тема имеет сказочное название?

– Сегодня на уроке мы будем учиться анализировать произведения о буквах. Будем учиться «писать» собственную книгу.

III. Знакомство с новыми произведениями.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Ра-ра-ра – начинается … (игра).

Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).

Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро).

Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).

Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).

Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).

Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).

Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).

Ир-ир-ир – мой папа … (командир).

Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).

Ра-ра-ра – у мышки есть … (нора).

Ре-ре-ре – носим воду в … (решете).

2. Чтение советов из старинных книг (с. 22–23 учебника).

– Прочтите слова по слогам, а потом целыми словами:

при-вы-кай – привыкай

рас-ска-зы-вай – рассказывай

дейст-ви-тель-но – действительно

ут-верж-дай – утверждай

ос-па-ри-вай – оспаривай

ис-пол-няй – исполняй

пе-ре-би-вай – перебивай

от-кла-ды-вай – откладывай

Далее учащиеся читают вслух по выбору учителя.

3. Словарная работа.

– Объясните значение слов:

намерен – хочет сделать что-либо

оспаривай – доказывай

взаймы – в долг

получил даром – получил в подарок

почитай – уважай

– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?

– Можно ли сказать, что советы устарели?

4. Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24–25 учебника).

– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.

– Подберите заголовок к этому стихотворению.

– О каком звуке в нем рассказано? (О звуке Р.)

– Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски?

– Придумайте слова со слогом РЕ. (Река, репа, ремонт, редис, репей, резина и др.)

– Прочтите стихотворение В. Лунина.

– Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (Звук Ш.)

– Какое название можно дать этому произведению?

– Прочтите стихотворение Ф. Бобылева.

– О каком звуке это стихотворение? (О звуке Х.)

– Попробуйте  назвать  слова,  в  которых  встречаются  и  звук  «Ш», и звук «Х».

Хлоп – и конфета стреляет как пушка!

Каждому ясно: это … (хлопушка).

 Физкультминутка

У реки росла рябина,

А река текла – рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь…

Называется (пескарь).

Дети изображают резвящихся рыбок.

IV. Закрепление и обобщение.

1. Беседа по вопросам.

– Вспомните названия стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.

– Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт, рассказчик, ученый?

– Рассмотрите свои рисунки.

– Как вы изобразили характер сказочных букв?

– С  помощью  чего  поэты  и  писатели рисуют картины и оживляют буквы?

– Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревет медведь.

– Вспомните стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» и «Кто как кричит?» И. Гамазковой. Что в этих стихотворениях общего и чем они отличаются?

– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?

– Вспомните стихотворение С. Черного «Живая азбука». Как поэт оживил буквы в этом стихотворении?

– Почему писателей называют настоящими волшебниками?

– Какой секрет мы раскрыли в стихотворении С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»?

– Что интересного мы узнали в буквах, прочитав рассказ Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» – нет?».

– Что нового вы узнали о буквах?

– Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»?

– Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?

– Попробуйте придумать свою историю про буквы.

– Рассмотрите забавных животных на рисунке (с. 26 учебника).

– Что в них необычного?

– Дайте имена этим забавным существам.

– Существуют ли такие животные? Придумайте веселые истории про фантастических животных.

2. Игры Деда Буквоеда.

– Прочтите веселую историю про льва на с. 27 учебника. В каких словах есть буквы «Л», «Е», «В»?

Запись на доске:

телевизор

левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками

клевер – луговое растение, сорт кормовой травы

сталевар – рабочий по выплавке стали

При объяснении значения слов учитель демонстрирует картинки.

Игра «Рак».

Попробуйте разгадать слова, в которых «спрятались» буквы «Р», «А», «К».

1) «Рак» – из хлопка сшит...

                                                    (Рубашка.)

2) «Рак» – на Луну спешит...

                                                    (Ракета.)

3) «Рак» – долгожданный день...

                                                    (Праздник.)

4) «Рак» – вспорхнул на пень...

                                                    (Рубанок.)

5) «Рак» – сторожил дворец...

                                                    (Стражник.)

6) «Рак» – кисленький леденец...

                                                    (Барбариска.)

7) «Рак» – в портфеле твоем живет...

                                                    (Тетрадка.)

8) «Рак» – ночью в окно ползет...

                                                    (Мрак.)

9) «Рак» – круг для шоферских рук...

                                                    (Баранка.)

10) Этот – множество закорюк...

                                                    (Каракули.)

– А сейчас мы узнаем, кто из вас лучший наборщик слов.

Игра «Наборщик».

– Используя  буквы  из  слова  «Наборщик»,  составьте  как  можно больше слов. (Бор, борщик, нора, кино, борщ, роща, щи, бок, кора, рок, рак, рано.)

– Объясните значение составленных слов.

3. Создание книги «Русская азбука».

– Вы много нового узнали о буквах, прочитав произведения из раздела «Жили-были буквы». Попробуем создать свою книгу о буквах. Книгу будем создавать совместно. Каждый из вас должен подготовить свою страничку о букве. Необходимо составить план работы.

План (запись на доске):

1. Сделать изображение буквы.

2. В транскрипции [ ] указать звуки.

3. Выполнить картинки.

4. Записать слова, имеющие в своём составе эту букву (букву выделить красным цветом).

5. Записать о букве загадку, скороговорку или стихотворение.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Почему в названии темы раздела встречаются слова «жили-были»?

Домашнее задание: создание книги «Русская азбука».