Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
совершенствовать навыки выразительного
чтения, чтения целыми словами;
–
развивать речевые умения, творческие
способности, память;
–
упражнять в чтении по ролям;
–
продолжить формирование умений
анализировать произведения и сравнивать их.
Оборудование:
выставка книг со
сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке
«Теремок»; рисунки с
изображением героев сказки, теремка; схема; карточки с загадками.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выставка
творческих страничек из
книги «Русская азбука».
III.
Постановка цели урока.
–
Расставьте книги по
порядку и прочтите слово.
Ответ:
сказка.
–
Любите ли вы читать сказки?
–
Какие сказки вы знаете?
–
Назовите свои любимые сказки.
–
Сегодня на уроке мы начнем знакомство
с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Речевая разминка.
–
Прочтите
скороговорку:
Лена
искала булавку,
А
булавка упала под лавку.
Под
лавку залезть было лень,
Искала
булавку весь день.
2.
Чтение диалога с
писателем на с. 30
учебника.
Рассматривание
книг со сказками.
Учащиеся
читают текст по цепочке.
–
Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и
желания?
–
Прочтите записанную на доске пословицу
«Саза –
ложь, да в ней
наё –
добры
олодца
уро.»
–
Какие буквы закрыты карточками? (Буквы
и .)
–
Объясните смысл этой пословицы.
3.
Подготовка к чтению
сказки Е.
Чарушина «Теремок».
–
Сегодня мы
отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?
Мышка
дом себе нашла,
Мышка
добрая была:
В
доме том в конце концов
Стало
множество жильцов.
(«Теремок».)
На
доске рисунок – теремок.
По
ходу сказки один из учеников помогает
учителю менять изображения животных на доске.
–
Прочтите названия
животных – героев сказки
«Теремок» – сначала по слогам,
затем целыми
словами:
мышка-норушка
лягушка-попрыгушка
зайчик-побегайчик
лисичка-сестричка
волчок
– серый бочок
медведь
косолапый
–
В чем необычность имен героев сказки?
–
На какие особенности героев указывают
их имена?
–
В каком порядке появлялись в сказке
герои?
–
Рассмотрите иллюстрации к русской
народной сказке «Теремок». Расположите их по
порядку изложения событий в сказке.
–
Прочтите слова, записанные на доске,
сначала по слогам, а потом целыми словами.
ос-та-но-ви-лась
– остановилась
в
те-ре-моч-ке
– в теремочке
не-вы-со-ком
– невысоком
не
от-ве-ча-ет
– не отвечает
рас-пе-вать
– распевать
у-вёр-тыш
– увёртыш
за-бра-лась
– забралась
Объясните
значение слова «увёртыш».
Увёртыш
– умеющий увертываться от опасности.
4.
Чтение сказки заранее
подготовленными учащимися.
–
При чтении выделяйте
слова и предложения
интонацией. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом
передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.
5.
Анализ произведения.
–
Понравилась ли вам сказка?
–
Что понравилось больше?
–
Какие герои сказки вам понравились?
–
Чем сказка Е. Чарушина «Теремок»
похожа на русскую народную сказку?
–
Чем отличается?
Учитель
демонстрирует
схему.
–
Объясните, какие сказки называют
народными, а какие – авторскими.
–
Приведите примеры народных сказок.
–
Какие авторские сказки вы знаете?
Физкультминутка
Учащиеся
выполняют упражнения за учителем.
Катилось
яблоко
Вкруг
хоровода.
Кто
его поднял,
Тот
воевода.
– Воевода,
воевода,
Выбегай
из хоровода!
Раз,
два, не воронь,
Беги,
как огонь!
V.
Закрепление нового материала.
1.
Выразительное чтение
сказки по ролям.
2.
Подготовка к
пересказу сказки.
–
Отгадайте загадки –
имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».
Зимой
белый, летом серый.
(Заяц.)
Скачет
зверушка,
Не
рот, а ловушка.
Попадут
в ловушку
И
комар, и мушка.
(Лягушка.)
Мала,
а никому не мила.
(Мышка.)
Рыжая
с пушистым хвостом,
Живет
в лесу под кустом.
(Лиса.)
На
овчарку он похож.
Что
ни зуб – то острый нож!
Он
бежит, оскалив пасть,
На
овцу готов напасть.
(Волк.)
Хозяин
лесной
Просыпается
весной,
А
зимой под вьюжный вой
Спит
в избушке снеговой.
(Медведь.)
Учитель
открывает на доске
карточки с изображением
героев сказки.
–
Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются
в
сказке.
–
Как ведут себя герои сказки?
–
Чем она закончится?
–
Чему учит эта сказка?
–
Прочтите пословицы, записанные на
доске.
џ
В
темноте, да не в обиде.
џ Знает
сорока, где зиму
зимовать.
џ Согласие
крепче
каменных стен.
–
Объясните смысл этих пословиц.
–
Какая из них подходит к нашей сказке
больше всего?
3.
Пересказ
сказки.
–
Придумайте свой вариант окончания сказки.
–
Какие слова произнесет волк?
–
Какие слова произнесет медведь?
4. Игра
«Чье это прозвище?».
На
доске записаны прозвища:
џ
кумушка, сестричка (лиса);
џ
бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
џ
толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
џ
норушка (мышка);
џ
квакушка (лягушка);
џ
побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);
џ
серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);
џ
дереза (коза);
џ
ряба, татарушка, пеструшка (курица).
–
Где так называют животных?
5. Игра
«Чей это голос?».
–
Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
џ
голос тоненький,
тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
џ
голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
џ
голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
џ
голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
џ
голос звонкий, четкий (петух);
џ
речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);
џ
голосок тоненький, притворный (коза);
џ
голос занудливый (баран).
VI.
Итог урока.
–
С какой сказкой мы сегодня познакомились?
–
Кто автор этой сказки?
–
Чему учит нас эта сказка?
Домашнее
задание:
1)
подготовить иллюстрации к сказке;
2)
выразительное чтение сказки по ролям.
Дополнительный
материал к уроку 7
Евгений
Иванович Чарушин
(1901–1965) был писателем, в рассказах которого
«чувствуется такой напряженный
слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).
Еще
в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за
животными, пытался их рисовать, писал стихи.
Принято
считать, что свою деятельность в детской
литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки
«Мурзук» (1927 г.)
и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не
совсем точно. Как показано
современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые
свои
литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В
1924 году
он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в
1930 г.), «У Ивана
Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.).
Чуть позже были напечатаны в журналах
рассказы «Медвежата»,
«Волчишко», «Еж»,
«Щур». А в 1931 г. вышла первая
книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».
В
дальнейшем Чарушин совмещал обе свои
профессии – писателя и художника. Ему принадлежат
превосходные рисунки к
книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С.
Маршака.
Наиболее
близки Чарушину писатели В. Бианки и М.
Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и
точному
объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту
окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно
проповедовавшим
идею единения человека и природы, необходимость «родственного
внимания»
человека к окружающему миру.
«Все
мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или
иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых
существах и
об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в
художественном мире
писателя. «Больше всего я люблю, – писал Чарушин,
– изображать молодых
животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в
них уже
угадывается взрослый зверь».