twitter ВКонтакте facebook

Е. Чарушин «Теремок»

Цели:

– совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами;

– развивать речевые умения, творческие способности, память;

– упражнять в чтении по ролям;

– продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их.

Оборудование: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки, теремка; схема; карточки с загадками.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка творческих страничек из книги «Русская азбука».

III. Постановка цели урока.

– Расставьте книги по порядку и прочтите слово.

Ответ: сказка.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

– Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Чтение диалога с писателем на с. 30 учебника.

Рассматривание книг со сказками.

Учащиеся читают текст по цепочке.

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите записанную на доске пословицу «Саза – ложь, да в ней наё – добры олодца уро

– Какие буквы закрыты карточками? (Буквы  и .)

– Объясните смысл этой пословицы.

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

                           («Теремок».)

На доске рисунок – теремок.

По ходу сказки один из учеников помогает учителю менять изображения животных на доске.

– Прочтите названия животных – героев сказки «Теремок» – сначала по слогам, затем целыми словами:

мышка-норушка

лягушка-попрыгушка

зайчик-побегайчик

лисичка-сестричка

волчок – серый бочок

медведь косолапый

– В чем необычность имен героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком – невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увертываться от опасности.

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

– При чтении  выделяйте слова и предложения интонацией. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки.

5. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Учитель демонстрирует схему.

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

 Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Катилось яблоко

Вкруг хоровода.

Кто его поднял,

Тот воевода.

– Воевода, воевода,

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

V. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

2. Подготовка к пересказу сказки.

– Отгадайте загадки – имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».

Зимой белый, летом серый.

                                (Заяц.)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

                                (Лягушка.)

Мала, а никому не мила.

                                (Мышка.)

Рыжая с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

                                (Лиса.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

                                (Волк.)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

                                (Медведь.)

Учитель  открывает  на  доске  карточки  с  изображением  героев сказки.

– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске.

џ В темноте, да не в обиде.

џ Знает сорока, где зиму зимовать.

џ Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Какие слова произнесет волк?

– Какие слова произнесет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища:

џ кумушка, сестричка (лиса);

џ бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);

џ толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

џ норушка (мышка);

џ квакушка (лягушка);

џ побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

џ серый лоб, бестолковый боб, мурлыка (кот);

џ дереза (коза);

џ ряба, татарушка, пеструшка (курица).

– Где так называют животных?

5. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

џ голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

џ голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

џ голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

џ голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

џ голос звонкий, четкий (петух);

џ речь размеренная, простая, твердая, без затей (кот);

џ голосок тоненький, притворный (коза);

џ голос занудливый (баран).

VI. Итог урока.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

Домашнее задание:

1) подготовить иллюстрации к сказке;

2) выразительное чтение сказки по ролям.

Дополнительный материал к уроку 7

Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем, в рассказах которого «чувствуется такой напряженный слух и такой пристальный взгляд художника» (С. Маршак).

Еще в детстве Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.

Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Еж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».

В дальнейшем Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.

Наиболее близки Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.

«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».