twitter ВКонтакте facebook

Русская народная сказка «Рукавичка»

Цели:

– развивать умение анализировать и сравнивать;

– продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям;

– совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам.

Оборудование: кроссворд; иллюстрации к сказке «Рукавичка»; карточки с именами героев; пословицы и поговорки; таблица с буквами для чтения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выставка детских рисунков.

2) Выразительное  чтение  отрывка  из  сказки  Е. Чарушина «Теремок».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку. Название этой сказки вы прочтете по первым буквам  изображенных предметов.

Ответ: рукавичка.

– Итак,  сегодня  мы  будем  читать  русскую  народную  сказку «Рукавичка».

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

– Прочтите скороговорку:

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

– В каких сказках действующее лицо – мышка?

2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».

– Назовите действующих лиц сказки.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

об-ро-нил – обронил

по-пры-гуш-ка – попрыгушка

по-скре-буш-ка – поскребушка

спра-ши-ва-ет – спрашивает

по-бе-гай-ка – побегайка

сест-рич-ка – сестричка

бре-дет – бредет

не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться

под-хо-дит – подходит

ра-зо-рве-тся [ца] – разорвется

по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] – пошевеливается

Объясните значение слов:

Бредет – идет медленно, с трудом.

Врассыпную – в разные стороны.

Обронил – уронил.

2. Самостоятельное чтение сказки.

3. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

– Какие герои вам понравились?

– Каковы особенности их поведения, характера?

– Кто обронил рукавичку?

– Кто первым стал жить в рукавичке?

– Назовите героев сказки «Рукавичка» в порядке их появления в сказке.

– Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

 Физкультминутка

Лесная лужайка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по цепочке.

2. Подготовка к пересказу, составление картинного плана.

– Как начинается сказка?

– Прочтите слова на карточках:

– Уберите карточки с названиями животных, которые не являются героями сказки «Рукавичка».

– Расположите  карточки  в  порядке  поселения  героев  в  домике-рукавичке.

– Кто за кем появлялся в сказке?

– Кто был последним?

– Пустили ли звери в рукавичку медведя?

– Кто испугал зверей?

– Чему учит сказка «Рукавичка»?

– Перескажите эту сказку по опорным карточкам с названиями героев.

3. Анализ и сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка».

– Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка».

– Чем они похожи?

– Чем отличаются?

– Прочтите  пословицы  и  выберите  те,  которые  подходят  к  этим сказкам.

џ Не учись разрушать, а учись строить.

џ Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

џ Сила солому ломит.

џ Руби дерево по себе.

џ Сила сломит все, а ум – силу.

џ Волка ноги кормят.

– Объясните смысл этих пословиц.

4. Игра «Герои сказок».

– Прочтите имена героев сказок.

– На какие особенности указывают вторые части имен?

– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

Мышка                             Красный гребешок

Гуси                        Мурлысенька

Лисичка                  Поскребушка

Петушок                 Лебеди

Кабан                    Сестричка

Кисонька                Клыкан

– Какое слово лишнее? Почему?

5. Игры Деда Буквоеда.

Учитель открывает на доске таблицу.

– Узнайте буквы. Читайте слоги.

– Читайте только слова. Сколько слов вы прочли?

– Составляйте слова из слогов. Какие слова вы составили?

V. Итог урока.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто его автор?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

Домашнее задание: подготовить пересказ сказки по опорным словам.