twitter ВКонтакте facebook

Загадки, песенки

Цели:

– совершенствовать навык выразительного чтения и чтения целыми словами;

– развивать речевые умения, творческие способности, умение отгадывать загадки;

– воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

По опорным словам учащиеся пересказывают сказку «Рукавичка».

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас сказка «Рукавичка»?

III. Постановка цели урока.

Прочтите слова по первым буквам названий изображенных предметов.

Ответ: загадка.

Ответ: песенка.

– Какие слова у вас получились?

– Любите ли вы отгадывать загадки?

– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?

Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.

IV. Изучение нового материала.

1. Отработка навыка чтения.

– Прочтите на одном выдохе слоги:

ста-сто-сты-сту-стё

сна-сно-сны-сну-снё

ска-ско-скы-ску-скё

– Прочтите четко и быстро шуточное стихотворение Ю. Н. Кушак:

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок строчек

Прострочены в срок –

Сразу поссорились,

Сразу поссорились,

Сразу поссорились

Сорок сорок!

2. Чтение загадок. Анализ и сравнение.

– Прочтите первую пару загадок.

– О чем эти загадки?

– С какими предметами сравнивается луна?

– На какие признаки луны указывают эти предметы?

– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?

– Прочтите вторую пару загадок.

– О чем эти загадки?

– Как вы узнали, как догадались?

– Какие действия предмета описываются в загадках?

– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?

– Что же такое загадка?

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое  произведение,  в  котором  признаки  отгадываемого  предмета даны в  зашифрованном  виде.  Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

У тебя есть,

У меня есть,

У дуба в поле,

У рыбы в море.

                      (Тень.)

Что стучит без рук?

                      (Дождь.)

– Прочтите третью пару загадок.

– О чем они?

– Как вы догадались?

– Какие действия предмета описываются в этих загадках?

– Прочтите четвертую пару загадок.

– О ком эти загадки?

– О каких особенностях ежика говорится?

– Сравните эти загадки.

– В какой загадке слова рифмуются?

– Прочтите последние три загадки.

– О ком они?

– В каких загадках описываются признаки котенка?

– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?

– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.

3. Игра «Кто это? Что это?».

Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять четко и быстро.

– Отвечайте быстро, кто это или что это:

Звонкий, быстрый, веселый –

Вкусный, алый, сочный –

Желтые, красные, осенние –

Холодный, белый, пушистый –

Бурый, косолапый, неуклюжий –

Желтые, красные, зеленые –

Старательный, послушный, вежливый –

Зеленый, продолговатый, сочный  –

Аккуратная, послушная, веселая –

Ветвистая, зеленая, колючая –

Новая, интересная, библиотечная –

Старый, кирпичный, четырехэтажный –

Красное, спелое, сладкое –

Чистое, голубое, горное –

Белый, пушистый, лесной –

Пугливая, беленькая, маленькая –

Белоствольная, высокая, стройная –

Белое, пушистое, легкое –

4. Сочинение загадок.

– Как устроена загадка?

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчеркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.

– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.

– Рассмотрите  изображение  сороки.  Каковы  особенности  ее  окраски? (Белые бока, длинный хвост.)

– Какие особенности ее поведения можете назвать? (Много «говорит», стрекочет.)

– Значит, можно сказать, что она разносит новости по лесу.

Запись загадки о сороке на доске:

По лесу летает,

Всегда все знает,

Длиннохвоста, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.

 Физкультминутка

Колыбельная братику

В доме тихонько мурлычет котенок,

В кроватке не плачет малютка-ребенок.

Ночь наступила, пришла тишина,

В небо, как мячик, взлетела луна,

Звезды сверкают, искрятся, играют,

Словно живые…

Над фонарями, шурша, пролетают

Серые бабочки, мошки ночные.

Скоро погаснут и фонари,

А ты, мой дружок, крепко спи до зари.

V. Закрепление изученного.

1. Чтение народных песенок.

– Прочтите самостоятельно народную песенку «Идет матушка Весна».

– Как в песенке названа весна? Почему?

– Как еще можно было назвать весну?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил – отворил

при-гла-шай – приглашай

– Объясните значение выражений:

Отворяй-ка ворота – открывай ворота;

Солнце в терем приглашай – открывай окна;

Белый снег сошел – снег растаял.

– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

– С какой интонацией надо читать эту песенку?

– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

– Прочтите зашифрованные слова:

йАМ               ЬЛЕРПА             ТРАМ

                         

– Как их назвать одним словом?

– Рассмотрите иллюстрации на с. 44 к народным песенкам. Какой рисунок не относится к песенке «Идет матушка Весна»? (Колосья.)

– Прочтите самостоятельно вторую песенку – «Иди, весна».

– Объясните значения слов и выражений:

Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай;

Снопок – связка стеблей с колосьями.

– Сравните эту песенку с предыдущей.

– Чем они похожи и чем отличаются?

– Какая из двух песенок похожа на закличку?

– Прочтите песенку «Иди, весна» так, как будто вы зазываете весну.

V. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились?

– Зачем люди придумывают загадки?

– Как придумывают загадки?

– Для чего придумывают песенки?

– Отгадайте загадки и прочтите ключевое слово.

Учащиеся читают на карточках загадки и заполняют кроссворд.

Загадки:

1. Я над речкой лежу

    Оба берега держу.

                              (Мост.)

2. Шагаешь – впереди лежит,

    Оглянешься – домой бежит.

                             (Дорога.)

3. Кто в году четыре раза переодевается?

                                                 (Земля.)

4. Это что за потолок?

    То он низок, то высок,

    То он сер, то беловат,

    То чуть-чуть голубоват,

    А порой такой красивый –

    Кружевной и синий-синий.

                            (Небо.)

5. Его весной и летом

    Мы видели одетым.

    А осенью с бедняжки

    Сорвали все рубашки.

    Но зимние метели

    В меха его одели.

                            (Дерево.)

6. Рогатый, а не бодается.

                            (Месяц.)

7. Деревянные кони

    По снегу скачут,

    А в снег не проваливаются.

                              (Лыжи.)

Ключевое слово: молодцы.

Домашнее задание: