Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
познакомить учащихся с произведениями
устного народного творчества других стран;
–
совершенствовать навык выразительного
чтения, чтения по ролям;
–
развивать речевые умения, воображение,
память, умение анализировать произведение;
–
воспитывать читательский интерес.
Оборудование:
рисунки с
матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества
других
стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Конкурс
на лучшую загадку.
Учащиеся
читают придуманные загадки.
III.
Постановка цели урока.
–
Прочтите слово,
зашифрованное в рисунке:
Ответ:
потешки.
–
Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их
создают,
научимся выразительно их читать.
IV.
Изучение нового материала.
1.
Речевая минутка.
–
Прочтите
чистоговорку:
Ва-фа-ва
– в лесу живет сова.
Фы-фы-вы
– в саду росли сливы.
Ва-ва-фа
– платье новое из шкафа.
Фе-ве-фе
– подушка на софе.
2.
Отработка навыка
чтения.
–
Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания:
Разговор
лягушек
(из
зарубежного фольклора)
–
Кума,
Ты
к нам?
–
К вам, к вам,
К
вам, к вам!
К
воде скачу,
Ловить
хочу.
–
А кого, кого, кума?
–
Карпа, рака и сома.
–
Как поймаешь, дашь ли нам?
–
Как не дать?
Конечно,
дам!
–
Прочтите
скороговорку: медленно, быстрее, очень быстро:
Дятел
дуб долбил,
Да
не додолбил.
3. Знакомство с русскими
народными потешками.
–
Рассмотрите иллюстрации к потешкам.
–
Как вы думаете, о ком пойдет речь в
первой потешке?
–
Прочтите потешку, обращая внимание на
знаки препинания в конце предложений.
Учащиеся
читают вслух по цепочке.
–
Объясните значение слов:
Мельница
– в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для
размола зерна.
Молотить
– извлекать, выбивать зерна из колосьев.
–
Назовите героев этой потешки.
–
Кто обращается к кисоньке?
–
Как хозяйка называет кисоньку?
–
Зачем сочиняют потешки?
–
Рассмотрите иллюстрацию ко второй
потешке.
–
О ком пойдет в ней речь?
–
Прочтите потешку вслух по цепочке.
–
Объясните значение слов:
Горница
– чистая половина крестьянской избы.
Печь
– сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в
русских домах.
–
В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме
диалога двух
лиц.)
–
Для кого их сочиняют?
–
Чему учат потешки?
–
Подготовьте выразительное чтение
потешек по ролям.
4.
Знакомство с
небылицами.
–
Прочтите название группы произведений на с. 46.
–
Что обозначает слово «небылица»? (Это
вымысел, выдумка.)
–
Как вы думаете, для чего сочиняют
небылицы? Для игры, потехи или поучения? (Укажите верный
ответ.)
–
Прочтите небылицы вслух по цепочке.
–
О каких чудесах вы прочли?
–
Переставьте в этих небылицах все слова
так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?
Физкультминутка
Считалка
Мимо
леса,
Мимо
дач
Плыл
по речке
Красный
мяч.
Увидела
щука:
–
Что это за штука?
Хвать,
хвать,
Не
поймать –
Мячик
вынырнул опять.
Он
пустился дальше плыть.
Выходи,
Тебе
водить!
Г.
Миловидова
V.
Продолжение изучения нового материала.
1.
Знакомство с
песенками и потешками
из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
–
Веселые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы
познакомимся
с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский
язык С.
Маршак. Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг
икшутам ымфир»
Ответ:
«Рифмы Матушки Гусыни».
–
Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».
–
Когда автор встретил двух свинок?
–
Могла бы такая встреча произойти в
реальной жизни?
–
Зачитайте строчки, в которых
говорится, как выглядели свинки.
–
Прочтите потешку «Король Пинин» вслух
по цепочке.
–
Какое настроение передает это
стихотворение: веселое или грустное?
–
Что необычного в этом стихотворении?
–
Прочтите слова, которые рифмуются:
мал
– сказал
печь – стеречь
дворец
– леденец
готов – котов
–
Прочтите, из чего сделаны стены дворца.
–
Из чего сделана крыша?
–
Из чего сложили печь?
–
Прочтите самостоятельно потешку «Я
видел озеро в огне».
–
О каких чудесах вы прочитали?
–
Могли бы произойти эти чудеса в
реальной жизни?
Заранее
подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно
искупаться?».
–
Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?
–
О каких чудесах вы прочитали?
2.
Знакомство с
отрывком из
стихотворения «Дом, который построил Джек».
–
Прочтите название стихотворения.
Далее
учитель читает отрывок из стихотворения.
–
Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?
–
Если нет, то сравните первые две
строки со всеми последующими.
–
Как построено стихотворение?
–
Как вы думаете, почему первые строки
вынесены в заглавие?
Заглавие
– это главная мысль, как фундамент в доме.
–
Сравните выражения:
построить
дом;
построить
стихотворение.
3.
Игры Деда Буквоеда.
Игра
«Влиятельная
буква».
–
Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова
получить другое:
К
+ часть лица = животное. (К + рот = крот.)
К
+ полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)
К
+ морское животное = насекомое. (К + омар =
комар.)
К
+ речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)
VI.
Итог урока.
–
С какими произведениями вы познакомились?
–
Для чего создают потешки, небылицы и
веселые стихотворения?
–
Какие произведения вам понравились
больше всего?
–
Смогли бы вы сочинить такое шуточное
стихотворение?
Домашнее
задание:
1) придумать
веселую необычную историю;
2) выучить
одно из произведений.