twitter ВКонтакте facebook

Русские народные потешки. Стихи и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

Цели:

– познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества других стран;

– совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

– развивать речевые умения, воображение, память, умение анализировать произведение;

– воспитывать читательский интерес.

Оборудование: рисунки с матрешками; выставка книг с произведениями устного народного творчества других стран; иллюстрации к различным потешкам и небылицам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс на лучшую загадку.

Учащиеся читают придуманные загадки.

III. Постановка цели урока.

– Прочтите слово, зашифрованное в рисунке:

Ответ: потешки.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с потешками. Узнаем, для чего их создают, научимся выразительно их читать.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Ва-фа-ва – в лесу живет сова.

Фы-фы-вы – в саду росли сливы.

Ва-ва-фа – платье новое из шкафа.

Фе-ве-фе – подушка на софе.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите целыми словами, соблюдая знаки препинания:

Разговор лягушек
(из зарубежного фольклора)

– Кума,

Ты к нам?

– К вам, к вам,

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

– А кого, кого, кума?

– Карпа, рака и сома.

– Как поймаешь, дашь ли нам?

– Как не дать?

Конечно, дам!

– Прочтите скороговорку: медленно, быстрее, очень быстро:

Дятел дуб долбил,

Да не додолбил.

3. Знакомство с русскими народными потешками.

– Рассмотрите иллюстрации к потешкам.

– Как вы думаете, о ком пойдет речь в первой потешке?

– Прочтите потешку, обращая внимание на знаки препинания в конце предложений.

Учащиеся читают вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Мельница – в старом крестьянском быту: здание, оборудованное для размола зерна.

Молотить – извлекать, выбивать зерна из колосьев.

– Назовите героев этой потешки.

– Кто обращается к кисоньке?

– Как хозяйка называет кисоньку?

– Зачем сочиняют потешки?

– Рассмотрите иллюстрацию ко второй потешке.

– О ком пойдет в ней речь?

– Прочтите потешку вслух по цепочке.

– Объясните значение слов:

Горница – чистая половина крестьянской избы.

Печь – сооружение для отопления помещения, приготовления пищи в русских домах.

– В какой форме записаны потешки? (Потешки составляются в форме диалога двух лиц.)

– Для кого их сочиняют?

– Чему учат потешки?

– Подготовьте выразительное чтение потешек по ролям.

4. Знакомство с небылицами.

– Прочтите название группы произведений на с. 46.

– Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)

– Как вы думаете, для чего сочиняют небылицы? Для игры, потехи или поучения? (Укажите верный ответ.)

– Прочтите небылицы вслух по цепочке.

– О каких чудесах вы прочли?

– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было правильно по смыслу. Что получилось?

 Физкультминутка

Считалка

Мимо леса,

Мимо дач

Плыл по речке

Красный мяч.

Увидела щука:

– Что это за штука?

Хвать, хвать,

Не поймать –

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть.

Выходи,

Тебе водить!

                Г. Миловидова

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство с песенками и потешками из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

– Веселые потешки и стишки сочиняют народы разных стран. Сегодня мы познакомимся с английскими песенками из знаменитой книги, которую перевел на русский язык С. Маршак. Прочтите название этой книги справа налево: «инысуг икшутам ымфир»

Ответ: «Рифмы Матушки Гусыни».

– Прочтите самостоятельно потешку «Не может быть».

– Когда автор встретил двух свинок?

– Могла бы такая встреча произойти в реальной жизни?

– Зачитайте строчки, в которых говорится, как выглядели свинки.

– Прочтите потешку «Король Пинин» вслух по цепочке.

– Какое настроение передает это стихотворение: веселое или грустное?

– Что необычного в этом стихотворении?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

мал – сказал                         печь – стеречь

дворец – леденец                          готов – котов

– Прочтите, из чего сделаны стены дворца.

– Из чего сделана крыша?

– Из чего сложили печь?

– Прочтите самостоятельно потешку «Я видел озеро в огне».

– О каких чудесах вы прочитали?

– Могли бы произойти эти чудеса в реальной жизни?

Заранее подготовленные учащиеся читают потешку «Мама, можно искупаться?».

– Можно ли сказать, что это стихотворение грустное?

– О каких чудесах вы прочитали?

2. Знакомство с отрывком из стихотворения «Дом, который построил Джек».

– Прочтите название стихотворения.

Далее учитель читает отрывок из стихотворения.

– Удалось ли вам открыть секрет этого стихотворения?

– Если нет, то сравните первые две строки со всеми последующими.

– Как построено стихотворение?

– Как вы думаете, почему первые строки вынесены в заглавие?

Заглавие – это главная мысль, как фундамент в доме.

– Сравните выражения:

построить дом;

построить стихотворение.

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Влиятельная буква».

– Добавьте букву «К» так, чтобы из одного слова получить другое:

К + часть лица = животное. (К + рот = крот.)

К + полевое растение = дерево. (К + лён = клён.)

К + морское животное = насекомое. (К + омар = комар.)

К + речные рыбы = слесарный инструмент. (К + лещи = клещи.)

VI. Итог урока.

– С какими произведениями вы познакомились?

– Для чего создают потешки, небылицы и веселые стихотворения?

– Какие произведения вам понравились больше всего?

– Смогли бы вы сочинить такое шуточное стихотворение?

Домашнее задание:

1) придумать веселую необычную историю;

2) выучить одно из произведений.