Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
повторить и обобщить знания учащихся
по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»;
–
совершенствовать навык чтения целыми
словами, выразительное чтение;
–
продолжить формирование умений
анализировать и сравнивать произведения;
–
развивать речевые умения и творческие
способности.
Оборудование:
ребусы; слоговая
таблица для чтения; кроссворд «Кораблик»; карточки
с играми и заданиями;
выставка книг по теме раздела; рисунки учащихся.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Рассказы учащихся о
необычных историях.
2. Выразительное чтение
стихотворений наизусть.
III.
Постановка цели урока.
–
С какими произведениями из раздела «Сказки. Загадки.
Небылицы» мы
познакомились?
–
Разгадайте ребусы:
(Загадки.)
(Потешки.)
(Сказки.)
–
Какие произведения вам понравились
больше? Почему?
IV.
Закрепление и обобщение знаний.
1.
Отработка навыков
чтения.
–
Читайте слова по
таблице быстро и не ошибаясь.
БА |
|
ТОН НАН ЛЕТ ЗАР НЯ ЯН |
МИС МАС МАР НОР ВАР ЛАП ЛЕП |
|
КА |
БЕ |
|
РЕГ РЕЧЬ ДА ТОН |
МА СА РА ЗИ СИ ФО |
|
МА |
БУ |
|
СЫ ТОН РАН КЕТ ФЕТ |
|
|
|
лист
– листок – листочек – листопад
лис
– лиса – лисёнок – лисий –
лисица
лень
– лентяй – лентяйка – ленивый
лес
– лесок – лесник – лесопарк –
лесовоз
2.
Чтение скороговорок из
«Разноцветных
страниц» (с. 61–62 учебника).
–
Прочтите слова, сходные по звучанию (произносите слова четко и ясно).
–
Прочтите скороговорки сначала
медленно, а потом быстро и четко, проговаривая каждое слово.
«Скороговорка
– род складной речи, с повторением и перестановкой одних и
тех же букв и
слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль).
Для скороговорки
специально подбираются слова, правильное произношение которых при
быстром и
многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и
авторские.
Учащиеся
тренируются читать скороговорки быстро и четко.
–
Какие скороговорки вы знаете?
3.
Знакомство со
сказкой «Петух и собака».
–
Прочтите название сказки.
–
Знакома ли вам эта сказка?
–
Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми
словами.
жи-во-тин-ки
– животинки
про-да-дим
– продадим
ис-пу-гал-ся
– испугался
ус-лы-хал
– услыхал
рас-ска-зал
– рассказал
за-но-че-ва-ли
– заночевали
вы-бра-ли
– выбрали
за-ня-лась
– занялась
раз-ли-ва-ет-ся
– разливается
раз-да-ет-ся
– раздается
при-бе-жа-ла
– прибежала
рас-хва-ли-ва-ет
– расхваливает
по-ла-ко-мить-ся
– полакомиться
на-ду-ма-ла
– надумала
спра-ши-ва-ет
– спрашивает
об-ра-до-ва-лась
– обрадовалась
при-ва-ли-ло
– привалило
бро-си-лась
– бросилась
–
Объясните значение слов и выражений:
занялась
заря
– рассвело;
Масленый
праздник
– праздник Масленицы;
припасла
– заготовила про запас;
счастье
привалило
– появилось неожиданно;
дупло
– пустота в стволе дерева.
–
Прочтите сказку вслух по цепочке.
4.
Анализ сказки
«Петух и собака».
–
Почему петух покинул стариков?
–
Кто помог ему уйти со двора в лес?
–
Как петух навлек на себя опасность?
–
Чем лиса хотела заманить к себе
петушка?
–
Найдите в тексте и зачитайте, почему
петух испугался и к кому он обратился за помощью.
–
Найдите в тексте и зачитайте, как лиса
расхваливает петуха.
–
Чему обрадовалась лиса?
–
Прочтите пословицы:
џ
Не
имей сто рублей, а имей сто друзей.
џ Не
рой другому яму –
сам в нее упадешь.
џ Семеро
одного не ждут.
–
Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»?
–
Объясните их смысл.
Физкультминутка
Мы
немножко отдохнем,
Встанем,
глубоко вдохнем,
Руки
в стороны, вперед.
Встанем
задом наперед.
Дети
по лесу гуляли,
За
природой наблюдали.
Вверх
на солнце посмотрели,
Всех
его лучи согрели.
Чудеса
у нас на свете:
Стали
карликами дети
(Дети
приседают),
А
потом все дружно встали,
Великанами
мы стали.
V.
Закрепление и обобщение по теме раздела.
1. Игра
«Доскажи словечко».
На
уроках мы, ребятки,
Отгадали
все … (загадки).
Мы
не щелкали орешки,
А
читали на уроках
Интересные
… (потешки).
Не
спеши катать салазки,
А
послушай лучше … (сказки).
2. Кроссворд
«Кораблик».
–
Отгадайте, что везет
этот кораблик.
По
горизонтали:
1.
Зеленые мячики живут в зеленых чуланчиках.
3.
С виду красный, раскусишь – белый.
4.
Одно бросил, целую горсть взял.
7.
Зеленый теленочек на привязи толстеет.
8.
Чернéнько,
горячéнько,
а все любят.
9.
На деревьях меж листами висят птицы вверх ногами.
10.
Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а
не сахар, с хвостом, а не мышь.
11.
Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел, шапку
снял, детей спать услал.
12.
Кругла да гладка, откусишь – сладка.
По
вертикали:
1.
В лесу под березой – крошка, только шапка да ножка.
2.
Рос сперва на воле в поле, летом цвел и
колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна
– в муку
и тесто, в магазине занял место. (К. Ладиенко.)
3.
В
сенокос – горька,
а в мороз
– сладка. Что
за ягодка?
(Е. Благинина.)
5.
Лежит меж грядок – зелен и сладок.
6.
Я бел, как снег, в чести у всех, я нравлюсь вам
во вред зубам.
Ответы
на кроссворд «Кораблик».
По
горизонтали:
1 – горох, 3 –
редис, 4 – зерно, 7 – арбуз, 8 – чай, 9
– груши, 10 – дыня, 11 – мак, 12
–
репа.
По
вертикали:
1 – гриб, 2 – хлеб,
3 – рябина, 5 – огурец, 6 –
сахар.
3. Игра
«Отгадай название сказки».
–
Прочтите отрывок из сказки, вспомните ее название.
Карточка
1.
Я
от дедушки ушел,
Я
от бабушки ушел,
Я
от зайца ушел,
Я
от волка ушел,
А
от тебя, медведь, полгоря уйти.
–
Как называется эта сказка?
Карточка
2.
Мышка
за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут
– вытянули
репку…
Карточка
3.
Ку-ка-реку!
Иду
на ногах,
В
красных сапогах,
Несу
косу на плечах:
Хочу
лису посечи.