twitter ВКонтакте facebook

Обобщение по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»

Цели:

– повторить и обобщить знания учащихся по теме «Сказки. Загадки. Небылицы»;

– совершенствовать навык чтения целыми словами, выразительное чтение;

– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;

– развивать речевые умения и творческие способности.

Оборудование: ребусы; слоговая таблица для чтения; кроссворд «Кораблик»; карточки с играми и заданиями; выставка книг по теме раздела; рисунки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Рассказы учащихся о необычных историях.

2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

III. Постановка цели урока.

– С какими произведениями из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» мы познакомились?

– Разгадайте ребусы:

(Загадки.)

(Потешки.)

(Сказки.)

– Какие произведения вам понравились больше? Почему?

IV. Закрепление и обобщение знаний.

1. Отработка навыков чтения.

– Читайте слова по таблице быстро и не ошибаясь.

БА

ТОН

НАН

ЛЕТ

ЗАР

НЯ

ЯН

МИС

МАС

МАР

НОР

ВАР

ЛАП

ЛЕП

КА

БЕ

РЕГ

РЕЧЬ

ДА

ТОН

МА

СА

РА

ЗИ

СИ

ФО

МА

БУ

СЫ

ТОН

РАН

КЕТ

ФЕТ

 

 

 

лист – листок – листочек – листопад

лис – лиса – лисёнок – лисий – лисица

лень – лентяй – лентяйка – ленивый

лес – лесок – лесник – лесопарк – лесовоз

2. Чтение скороговорок из «Разноцветных страниц» (с. 61–62 учебника).

– Прочтите слова, сходные по звучанию (произносите слова четко и ясно).

– Прочтите скороговорки сначала медленно, а потом быстро и четко, проговаривая каждое слово.

«Скороговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.

Учащиеся тренируются читать скороговорки быстро и четко.

– Какие скороговорки вы знаете?

3. Знакомство со сказкой «Петух и собака».

– Прочтите название сказки.

– Знакома ли вам эта сказка?

– Прочтите  слова,  записанные на доске,  по слогам, а потом целыми словами.

жи-во-тин-ки – животинки

про-да-дим – продадим

ис-пу-гал-ся – испугался

ус-лы-хал – услыхал

рас-ска-зал – рассказал

за-но-че-ва-ли – заночевали

вы-бра-ли – выбрали

за-ня-лась – занялась

раз-ли-ва-ет-ся – разливается

раз-да-ет-ся – раздается

при-бе-жа-ла – прибежала

рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает

по-ла-ко-мить-ся – полакомиться

на-ду-ма-ла – надумала

спра-ши-ва-ет – спрашивает

об-ра-до-ва-лась – обрадовалась

при-ва-ли-ло – привалило

бро-си-лась – бросилась

– Объясните значение слов и выражений:

занялась заря – рассвело;

Масленый праздник – праздник Масленицы;

припасла – заготовила про запас;

счастье привалило – появилось неожиданно;

дупло – пустота в стволе дерева.

– Прочтите сказку вслух по цепочке.

4. Анализ сказки «Петух и собака».

– Почему петух покинул стариков?

– Кто помог ему уйти со двора в лес?

– Как петух навлек на себя опасность?

– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?

– Найдите в тексте и зачитайте, почему петух испугался и к кому он обратился за помощью.

– Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливает петуха.

– Чему обрадовалась лиса?

– Прочтите пословицы:

џ Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

џ Не рой другому яму – сам в нее упадешь.

џ Семеро одного не ждут.

– Какие пословицы относятся к сказке «Петух и собака»?

– Объясните их смысл.

 Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед.

Встанем задом наперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

Всех его лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

(Дети приседают),

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

V. Закрепление и обобщение по теме раздела.

1. Игра «Доскажи словечко».

На уроках мы, ребятки,

Отгадали все … (загадки).

Мы не щелкали орешки,

А читали на уроках

Интересные … (потешки).

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше … (сказки).

2. Кроссворд «Кораблик».

– Отгадайте, что везет этот кораблик.

По горизонтали:

1. Зеленые мячики живут в зеленых чуланчиках.

3. С виду красный, раскусишь – белый.

4. Одно бросил, целую горсть взял.

7. Зеленый теленочек на привязи толстеет.

8. Чернéнько, горячéнько, а все любят.

9. На деревьях меж листами висят птицы вверх ногами.

10. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.

11. Сквозь землю прошел, красну шапочку нашел, шапку снял, детей спать услал.

12. Кругла да гладка, откусишь – сладка.

По вертикали:

1. В лесу под березой – крошка, только шапка да ножка.

2. Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (К. Ладиенко.)

3. В  сенокос    горька,  а  в  мороз    сладка.  Что  за  ягодка? (Е. Благинина.)

5. Лежит меж грядок – зелен и сладок.

6. Я бел, как снег, в чести у всех, я нравлюсь вам во вред зубам.

Ответы на кроссворд «Кораблик».

По горизонтали: 1 – горох, 3 – редис, 4 – зерно, 7 – арбуз, 8 – чай, 9 – груши, 10 – дыня, 11 – мак, 12 – репа.

По вертикали: 1 – гриб, 2 – хлеб, 3 – рябина, 5 – огурец, 6 – сахар.

3. Игра «Отгадай название сказки».

– Прочтите отрывок из сказки, вспомните ее название.

Карточка 1.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

А от тебя, медведь, полгоря уйти.

– Как называется эта сказка?

Карточка 2.

Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут – вытянули репку…

Карточка 3.

Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.