twitter ВКонтакте facebook

Т. Белозеров «Подснежник», С. Маршак «Апрель», И. Токмакова «Ручей»

Цели:

– совершенствовать навык чтения целыми словами;

– развивать память, внимание, речевые умения;

– воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.

Оборудование: загадки о весне; запись композиции «Времена года» П. И. Чайковского; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс рисунков «Весна-красна».

2. Выразительное чтение стихотворения.

III. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадки – и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

                (Ручей.)

Четвертый месяц как шагнет,

Так с треском лопается лед.

                           (Апрель.)

Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг.

                           (Подснежник.)

– Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и четко:

Крылья – у орла,

Крылышки – у орлёнка,

Перья – у перепела,

Пёрышки – у перепелёнка.

Прикрывала крыльями

Орлица орлёнка,

Перебирала пёрышки

Перепелица перепелёнку.

– Прочтите, составляя слова по таблице:

ок

ы

очек

ной

ник

ники

2. Знакомство со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:

сне-гу-роч-ка – снегурочка

про-во-жа-та-я – провожатая

пе-чаль-на-я – печальная

пла-ка-ла – плакала

тро-га-я – трогая

сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.

– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.

– О чем это стихотворение?

– Какое настроение оно создает?

– С какой интонацией надо его читать?

– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.

– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?

– Нравится  ли  вам  сравнение  подснежников  со  снегурочкиными слезами?

– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»).

– Какое настроение передал композитор в музыке?

– Что вы представили, слушая эту музыку?

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

– Кто автор следующего стихотворения?

– Прочтите название стихотворения.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

му-ра-вьи – муравьи

про-би-ра-ет-ся – пробирается

ва-леж-ник – валежник

рас-цвёл – расцвёл

– Объясните значение слов:

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Валежник    старые  листья,  сучья,  корни,  которые  долго  лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идет.

– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это стихотворение?

– О каких признаках весны вы прочли?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

апрель – капель

лужи – стужи

ручьи – муравьи

медведь – петь

валежник – подснежник.

– Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (Словом «через».)

– Прочтите стихотворение выразительно.

– У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поется… Попробуйте угадать, о ком?

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил,

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?»

– Что названо «зеленой ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель».

Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.

 Физкультминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон,

Два – наклон,

Зашумел листвою он.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.

Учитель читает стихотворение «Ручей».

– Как звучал ручей?

– Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите.

– Зачитайте подчеркнутые слова. Как эти слова  помогают представить веселый ручей?

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».

2. Совершенствование техники чтения.

– Какие растения цветут весной?

– Что вы знаете об этих растениях?

Справочный материал для учителя.

Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.

А под деревьями распустились весенние цветы – ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище – мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это – мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная – это мачеха.

Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.

По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками.

– Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.

Медуница

Весной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели...

Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком – нектаром – к цветам медуницы.

Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей.

А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели.

Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда – ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком – медуницей.

Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие.

Розовыми цветки бывают, когда только расцветут.

Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими.

Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям.

Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками – оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.

– О каких цветах рассказал автор?

Сравните  произведения  «Медуница»  А. Онегова  и  «Апрель» С. Маршака.

3. Игры Деда Буквоеда.

– Прочтите пословицу о весенних месяцах.

Ответ: «Март – грозой, апрель – водой, май – травой».

– Объясните данную пословицу.

Игра «Чехарда».

На большом кругу в саду

Мы играем в чехарду.

Тренируйте ум и глаз,

Разберитесь сами:

Кто же мы и сколько нас?

Буквы перед вами!

 

– Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?

 

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– О чем эти произведения?

– Какое из них вам понравилось больше всего?

– Почему?

– Какие растения цветут весной?

Домашнее задание:

1) подготовить рисунок о растениях, цветущих весной;

2) выучить стихотворение наизусть (по выбору).

Дополнительный материал к уроку 13

Своеобразная тематика характерна для сибирского поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он прежде всего поэт сибирской природы. Стихотворения – лирические  и сюжетные сказки, волшебные и познавательные – все проникнуто пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый куст», «Апрель», «Карасик», «Журавкин праздник», «Где трава растет густая».

Сборник «Где трава растет густая» состоит из небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и познавательные. Их основные герои – волшебные человечки, которые приходят на помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.

«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стих