Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
совершенствовать навык чтения целыми
словами;
–
развивать память, внимание, речевые
умения;
–
воспитывать любовь к чтению, бережное
отношение к природе.
Оборудование:
загадки о весне;
запись композиции «Времена года» П. И. Чайковского;
изображения растений,
цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Конкурс рисунков «Весна-красна».
2. Выразительное чтение
стихотворения.
III.
Постановка цели урока.
–
Отгадайте
загадки – и вы узнаете названия произведений, с
которыми мы познакомимся
на уроке.
Бегу
я, как по лесенке,
По
камешкам звеня.
Издалека
по песенке
Узнаете
меня.
(Ручей.)
Четвертый
месяц как шагнет,
Так
с треском лопается лед.
(Апрель.)
Из-под
снега вышел друг,
И
весной запахло вдруг.
(Подснежник.)
–
Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне,
о весенних изменениях в природе.
IV.
Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
–
Прочтите
стихотворение сначала медленно, затем быстро и четко:
Крылья
– у орла,
Крылышки
– у орлёнка,
Перья
– у перепела,
Пёрышки
– у перепелёнка.
Прикрывала
крыльями
Орлица
орлёнка,
Перебирала
пёрышки
Перепелица
перепелёнку.
–
Прочтите, составляя
слова по таблице:
|
|
ок ы очек |
|
|
ной ник ники |
2. Знакомство
со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».
–
Прочтите фамилию автора.
–
Как называется стихотворение?
–
Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:
сне-гу-роч-ка
– снегурочка
про-во-жа-та-я
– провожатая
пе-чаль-на-я
– печальная
пла-ка-ла
– плакала
тро-га-я
– трогая
сне-гу-роч-ки-ны
– снегурочкины.
–
Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
–
О чем это стихотворение?
–
Какое настроение оно создает?
–
С какой интонацией надо его читать?
–
Прочтите строчки, в которых автор
говорит о Снегурочке.
–
С чем автор сравнивает первые весенние
цветы?
–
Нравится ли вам
сравнение
подснежников со снегурочкиными слезами?
–
Прочтите стихотворение, передавая
настроение поэта.
3. Знакомство со стихотворением
С. Маршака «Апрель».
Звучит
пьеса П. И. Чайковского «Времена года»
(«Апрель»).
–
Какое настроение передал композитор в музыке?
–
Что вы представили, слушая эту музыку?
Отшумели
февральские вьюги, отзвенели
первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит,
торопится
весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за
городом!
В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики.
Принесут,
поставят в воду – вот и в комнате весна.
Музыка
апреля похожа на вальс. Мелодия
как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что
ароматный воздух
заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в
вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть
глаза и помечтать под
эту чудесную музыку.
–
Кто автор следующего стихотворения?
–
Прочтите название стихотворения.
–
Как вы думаете, о чем это
произведение?
–
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми
словами:
му-ра-вьи
– муравьи
про-би-ра-ет-ся
– пробирается
ва-леж-ник
– валежник
рас-цвёл
– расцвёл
–
Объясните значение слов:
Капель
– падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также
сами эти капли.
Валежник –
старые листья, сучья,
корни, которые долго
лежали на земле.
Стужа
– мороз, холод.
Пробирается
– медленно и тяжело идет.
–
Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это
стихотворение?
–
О каких признаках весны вы прочли?
–
Прочтите слова, которые рифмуются:
апрель
– капель
лужи
– стужи
ручьи
– муравьи
медведь
– петь
валежник
– подснежник.
–
Каким близким по значению словом можно заменить слово
«сквозь»? (Словом
«через».)
–
Прочтите стихотворение выразительно.
–
У композитора
Гречанинова есть песенка, в которой поется… Попробуйте
угадать, о ком?
Сперва
понемножку
Зеленую
выставил ножку,
Потом
потянулся из всех своих маленьких сил,
И
тихо спросил:
«Я
вижу, погода тепла и ясна.
Скажите,
ведь правда, что это весна?»
–
Что названо «зеленой ножкой»? Ну конечно, это
стебель цветка. Первый цветок
весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам
С. Маршак в
стихотворении «Апрель».
Вот
он выглядывает из-под тающего снега, качает
головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в
капельках воды на его лепестках.
Под
эту музыку можно станцевать очень красивый
танец. Попробуйте.
Физкультминутка
На
зарядку солнышко
Поднимает
нас,
Поднимаем
руки мы
По
команде «раз».
А
над нами весело
Шелестит
листва.
Опускаем
руки мы
По
команде «два».
Ветер
тихо клен качает,
Вправо,
влево наклоняет.
Раз
– наклон,
Два
– наклон,
Зашумел
листвою он.
V.
Продолжение изучения нового материала.
1. Знакомство со стихотворением
И. Токмаковой «Ручей».
–
Прочтите фамилию автора.
–
Как называется стихотворение?
–
Прислушайтесь к ритму повторяющихся
слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.
Учитель
читает стихотворение «Ручей».
–
Как звучал ручей?
–
Какие слова помогают почувствовать,
как журчит ручей? Прочтите.
–
Зачитайте подчеркнутые слова. Как эти
слова помогают
представить веселый
ручей?
–
Подготовьте выразительное чтение
стихотворения «Ручей».
2. Совершенствование техники
чтения.
–
Какие растения цветут весной?
–
Что вы знаете об этих растениях?
Справочный
материал для учителя.
Весенний
лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха,
лиловые
серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти
незаметны цветки орешника,
собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания
листьев.
Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.
А
под деревьями распустились весенние цветы –
ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище
–
мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными
пушистыми
волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой,
это – мать. А верхняя,
наоборот, жёсткая и холодная – это мачеха.
Ландыш
является лучшим цветком майского леса. Каждый
цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым
горлышком
вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.
По
древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу
Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве.
Опечаленная
Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки
царевны,
выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного
девичьего сердца. После
окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные
«ягоды».
Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает
расставание с весной.
Маленькому
серебристому цветку посвящались легенды,
стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во
Франции
днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши не что иное, как солнечные
зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками.
–
Прочтите отрывок из произведения А. Онегова
«Медуница» выразительно целыми
словами.
Медуница
Весной
я всегда с нетерпением жду, когда появятся и
загудят над лесной полянкой первые шмели...
Зимуют
шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее
солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким
соком –
нектаром – к цветам медуницы.
Сладкого,
медового на вкус сока-нектара в цветах
медуницы много, поэтому и называют её медуницей.
А
расцветает медуница как раз в то время, когда
просыпаются шмели.
Услышишь,
как неподалёку за деревом гудят шмели,
торопись туда – ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним
цветком –
медуницей.
Цветки
у медуницы окрашены по-разному. Одни –
розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие.
Розовыми
цветки бывают, когда только расцветут.
Пройдёт
немного времени, и из розовых они станут
фиолетовыми, а потом и синими.
Такое
растение, у которого разноцветные цветы, легче
заметить в лесу шмелям.
Осторожно
потрогайте листья медуницы. Они покрыты
особыми волосками – оттого и кажутся немного шероховатыми.
Эти волоски, как
шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
–
О каких цветах рассказал автор?
Сравните
произведения «Медуница» А. Онегова
и «Апрель»
С. Маршака.
3.
Игры Деда Буквоеда.
–
Прочтите пословицу о весенних месяцах.
Ответ:
«Март – грозой, апрель – водой,
май – травой».
–
Объясните данную
пословицу.
Игра
«Чехарда». На
большом кругу в саду Мы
играем в чехарду. Тренируйте
ум и глаз, Разберитесь
сами: Кто
же мы и сколько нас? Буквы
перед вами! – Выпишите
все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один
ряд. Какие слова у вас получились? |
|
VI.
Итог урока.
–
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
–
О чем эти произведения?
–
Какое из них вам понравилось больше
всего?
–
Почему?
–
Какие растения цветут весной?
Домашнее
задание:
1) подготовить
рисунок о растениях, цветущих весной;
2) выучить
стихотворение наизусть (по выбору).
Дополнительный
материал к уроку 13
Своеобразная
тематика характерна для сибирского
поэта Тимофея Белозёрова (род. в 1929 г.). Он
прежде всего поэт
сибирской природы. Стихотворения – лирические
и сюжетные сказки, волшебные и познавательные –
все проникнуто
пониманием и знанием своего родного края: «Смородиновый
куст», «Апрель»,
«Карасик»,
«Журавкин праздник», «Где трава растет
густая».
Сборник
«Где трава растет густая» состоит из
небольших стихотворных сказок. Сказки одновременно фантастические и
познавательные. Их основные герои – волшебные человечки,
которые приходят на
помощь малышам, помогают им постигать окружающий мир.
«Смородиновый куст, «Карасик» и другие сборники включают стихотворения, раскрывающие самобытный мир природы Сибири. В сборник «Карасик» вошли стих