twitter ВКонтакте facebook

Е. Трутнева «Когда это бывает?», В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо»

Цели:

– совершенствовать навык выразительного чтения стихотворений;

– продолжить формирование умения анализировать произведения;

– развивать речевые умения, творческие способности, память, воображение.

Оборудование: загадки; таблица для чтения и составления слов; картины весенней природы; карточки с играми.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Конкурс рисунков «Первые цветы весны».

Учащиеся читают наизусть стихотворение.

III. Постановка цели урока.

– Отгадайте загадки:

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.

                     (Почки.)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

                     (Ручей.)

Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце пригрело –

Одеяло потемнело.

                     (Снег, проталины.)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица … (грач).

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его … (скворец).

– Что объединяет все слова-отгадки?

– Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения о весне, о природе весной.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступает ночь.

Чи-чи-чи – привезли нам кирпичи.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочтите составные слова:

Ответ: лист, листик, листок, листочек, лиственница.

3. Чтение и отгадывание литературных загадок о весенней природе.

–  Отгадайте загадку:

Матушкой-зимой

В белом сарафане,

А матушкой-весной –

В цветном платьице.

                (Луг зимой и весной.)

– Объясните, что означают выражения:

в белом сарафане – снежное покрывало;

в цветном платьице – цветущий луг весной.

– Прочтите загадки на с. 69 учебника и назовите отгадки. (Одуванчик, ромашка.)

– Кто автор первой загадки?

– Прочтите фамилию автора другой загадки.

– Какие признаки одуванчика перечислил автор?

– На что он похож?

– Какого цвета фонарик?

– О каких признаках ромашки говорится в загадке Л. Яхнина?

– С чем или с кем автор сравнивает ромашки?

– Прочтите, как описывает их автор.

4. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Когда это бывает?».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целым словом:

пле-щут-ся – плещутся

про-зрач-ны-е – прозрачные

про-та-лин-ки – проталинки

сит-це-вый – ситцевый

не пой-мёшь – не поймёшь

– Объясните значения слов:

плещутся – купаются;

проталинки – места, где снег растаял и открылась земля;

ситцевый, ситец – легкая хлопчатобумажная ткань с рисунком или однотонная.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение «Когда это бывает?».

– Чем это стихотворение похоже на загадку?

– Отгадайте загадку, ответьте на вопрос «Когда это бывает?».

– Прочтите подчеркнутые в стихотворении слова.

– Объясните, как вы понимаете эти выражения.

– Нравятся ли вам такие сравнения?

– Как бы вы описали весенний луг? С чем еще можно его сравнить?

– Какое настроение передает это стихотворение?

– Как можно передать это настроение (радость и веселье), читая произведение?

– Прочтите стихотворение выразительно.

 Физкультминутка

Цветы

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на парту.

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение  стихотворения  И. Токмаковой  «К  нам  весна шагает…».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Прочтите самостоятельно это стихотворение.

– Кто из вас улыбнулся во время чтения стихов? Почему?

– Какие строки вас удивили? Зачитайте их.

– Как в стихотворении изображается быстрый приход теплой весны?

2. Чтение стихотворения В. Берестова «Воробушки».

– Прочтите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

Заранее  подготовленные  учащиеся  читают  по  ролям  это  стихотворение.

– Какие чувства вызывают у вас эти строки?

– Какие трудности возникают у птиц зимой?

– Как вы можете им помочь?

– Назовите зимующих птиц нашего края.

– Какие птицы улетают в теплые края?

3. Чтение стихотворения Р. Сефа «Чудо».

– Кто автор этого стихотворения?

– Прочтите название стихотворения и рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 72 учебника.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Зачитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

у-ви-дишь – увидишь

у-ди-ви-тель-но-е – удивительное

у пе-ре-крест-ка – у перекрестка

про-би-ва-ет-ся – пробивается

бе-рез-ка – березка

– Объясните значение слова «чудо».

Чудо – нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.

– Какими близкими по значению словами можно заменить слова:

Возле – рядом;

Сквозь – через.

– Прочтите это стихотворение, соблюдая знаки препинания.

– Какое чудо описывает автор?

– Какие чувства у вас возникли при чтении этого произведения?

4. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Крепкие орешки».

Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– О чем они?

– Какое настроение создают произведения о весне?

– Какое чудо описал Р. Сеф в своем стихотворении?

Домашнее задание:

1) придумать загадку о весне;

2) выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

Дополнительный материал к уроку 14

Роальд  Семенович  Сеф  (литературный  псевдоним:  Роман  Сеф)
(1931–2009), детский поэт, писатель, переводчик, драматург, председатель Ассоциации детских писателей Москвы. Родился в Москве. Стихи начал писать в 5 лет. Окончив школу, работал шофером. Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году – в Союз писателей СССР. Долгое время занимался переводом.

Вот что пишет о себе сам Роман Сеф: «Это было много-много лет назад, больше, чем двадцать, больше, чем тридцать, больше, чем пятьдесят, но меньше, чем сто. Это было в 1931 году, вот тогда я появился на свет на Пироговской улице города Москвы. Сразу же я начал сочинять стихи, правда, читать и писать я тогда еще не умел, но что-то во мне уже булькало, гудело, звенело, напевало... И однажды во дворе высокого арбатского дома, катаясь на самокате, я заорал что есть мочи: «Береза ждет мороза! Береза ждет мороза!» Чуть погодя я ворвался домой и крикнул бабушке: «Береза ждет мороза!» «А зачем береза ждет мороза?» – спокойно спросила меня бабушка, Мария Максимилиановна. На этот вопрос я ответить не смог. Вот так я написал первое в своей жизни очень глупое стихотворение и получил первое редакторское замечание.

А еще мне очень хотелось летать. Но не на самолете, и не на планере, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озера и пашни и улыбаться. Ведь это такое счастье – махать руками, плыть в небе и улыбаться. Я бегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом еще и еще раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удается, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летал высоко над землей, и меня несло в поднебесье мое собственное стихотворение. С тех пор я иногда летаю. Что бы я ни делал, рифмы не дают мне покоя: они лезут, звенят, гудят, будоражат меня. Но главное не в этом. Главное – это то, что я, как в раннем детстве, холодею от восторга, когда вижу, как поднимается предутренний туман над маленькой речкой, и еле сдерживаю слезы, когда слышу: «Однозвучно гремит колокольчик…»

Валентин Дмитриевич Берестов (1928–1998), русский поэт. Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.

Книги были с ним с самого раннего детства. Книги замечательные: «Одиссея» и «Гекльберри Финн», сказки Андерсена и баллады Жуковского. Даже учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием – имени Льва Толстого.

Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвадило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это в 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову потрясающе везло на удивительные встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. К ней его привела преподававшая английский во Дворце пионеров жена поэта О. Мандельштама – Надежда Яковлевна. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл К. Чуковский, которому четырнадцатилетний поэт решился показать заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьезно заболел.

Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в свое время преподавал в школе историю.

В 1946 году, еще в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Древние города – Хорезм, Новгород, их тайны, – как было не написать об этом! Особенно если дано человеку чувство живого слова. Через несколько лет ветеран археологических экспедиций Валентин Берестов расскажет о своих путешествиях в исторических повестях «Меч в золотых ножнах» (1964) и «Два огня» (1966).

С 1946 года произведения Берестова начинают публиковать в периодике. А в 1957 году выходят его первый поэтический сборник «Отплытие» и тоненькая книжка для школьников «Про машину».