Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
познакомить учащихся с юмористическими
произведениями;
–
совершенствовать навыки выразительного
чтения и чтения целыми словами;
–
формировать умение читать по ролям и
пересказывать по опорным словам;
–
развивать умение анализировать
произведения, речевые умения, память, внимание.
Оборудование:
выставка книг с
юмористическими произведениями; ребус; таблица со слогами;
таблица-стихотворение «Марш лягушат».
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
–
Соберите из двух
половинок пословицы и поговорки о весне:
Весна-красна Май
холодный – Май
лес наряжает, В
мае не с одного неба, Май
холодный – |
год
хлебородный. лето
в гости ожидает. чудес
полна. не
будешь голодный. а
и из-под земли тепло идёт. |
–
Объясните значение этих пословиц и
поговорок.
III.
Постановка цели урока.
–
Прочтите слоги на
одном выдохе:
ха-ха-ха
хо-ха-хо
хе-хе-хе
хи-хо-хи
хи-хи-хи
хе-ха-хе
хо-хо-хо
ха-хе-ха
–
Как вы думаете, кто и когда произносит такие сочетания звуков?
–
Любите ли вы смеяться?
Далее
учитель читает
стихотворение Б. Заходера «Час потехи», а
учащиеся – слоги «ха-ха»,
«хи-хи», «хе-хе».
–
Ура! Как раз
Потехи
час! –
Расхохотался
Дикобраз –
Ха-ха!
–
Хи-хи! – сейчас же подхватил
Весёлый
Нильский Крокодил.
Ха-ха!
Хи-хи!
–Хе-хе!
– откликнулся Жираф,
Высоко
голову задрав. –
Хи-хи!
Хе-хе …
На
небо поднялась Луна –
Заулыбалась
и она.
По
всей земле: у вас, у нас –
Везде
настал Потехе час!
–
Что означает слово «потеха»?
–
Объясните пословицу «Делу – время, а
потехе – час».
–
Сегодня на уроке мы начнем знакомство
с произведениями нового раздела. Прочтите его название.
IV.
Изучение нового материала.
1. Чтение вступительной статьи
к разделу.
–
Прочтите диалог авторов учебника с читателями на
с. 82 учебника.
Учащиеся
читают вслух по цепочке.
–
Какие рассказы и стихотворения мы будем читать в этом разделе?
–
Как вы думаете, для чего сочиняют
весёлые рассказы?
–
Чем помогают такие произведения?
–
Что такое юмор?
Юмор
– добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение
представить события,
недостатки, слабости в комическом виде.
–
Рассмотрите книги с весёлыми рассказами и шуточными стихотворениями.
Какие
юмористические произведения вы читали? Как они называются? Кто их автор?
2. Знакомство со стихотворением
И. Токмаковой
«Мы играли в хохотушки».
–
Прочтите название стихотворения.
–
Кто его автор?
–
Рассмотрите иллюстрацию к этому
стихотворению.
–
Как вы думаете, о чем (о ком)
расскажет нам автор?
–
Прочтите слова, записанные на доске, шепотом, тихо, громко:
хохот
смех
хохотал
смешил
хохотала
смеялись
хохотушка
смешинка
захохочет
посмеялись
перехохочет
пересмеёт
Заранее подготовленные учащиеся
читают стихотворение И. Токмаковой.
–
Вы любите играть в весёлые игры?
–
В чем суть игры «Хохотушки»?
–
Прочтите это стихотворение так, чтобы
все услышали весёлый смех детей.
3. Знакомство с рассказом Я.
Тайца «Волк».
–
Как называется этот рассказ?
–
Кто его автор?
–
Рассмотрите иллюстрацию к нему.
–
Как вы думаете, о ком этот рассказ?
–
Где будут происходить события?
–
Прочтите рассказ вслух по цепочке.
Учащиеся
читают.
–
О ком этот рассказ?
–
Как звали девочку?
–
Где встретились Маша и волк?
–
Зачитайте, какие вопросы задавала Маша
волку.
–
Понял ли волк, что говорит ему
девочка?
–
Почему Маша сделала вывод, что волку
стало стыдно?
–
Зачитайте, как волк «отвечал» на
вопросы Маши.
–
Что вы можете сказать о девочке? Какая
она?
–
Что происходило на самом деле, а что –
в воображении девочки?
–
Подготовьте выразительное чтение по
ролям.
Учащиеся
читают по ролям.
Физкультминутка
–
Прочтите шуточное стихотворение,
разучите его, пойте, играйте!
Марш
лягушат
Слова
Галины Лебедевой
V.
Продолжение изучения нового
материала.
1. Знакомство со
стихотворениями Г.
Кружкова и Т. Собакина.
Сравнительный анализ.
–
Прочтите таблицу и
дополните её:
ра-ра-ра
начинается
…
ры-ры-ры
у ребят
…
ро-ро-ро
у нас новое
…
ру-ру-ру
продолжаем мы
…
ре-ре-ре
стоит домик на
…
ри-ри-ри
сидят на ветках
…
ар-ар-ар
кипит наш
…
ор-ор-ор
созрел красный
…
ир-ир-ир
мой папа
…
арь-арь-арь
на стене висит
…
ра-ра-ра
у мышки есть
…
ре-ре-ре
носим воду мы в
…
ры-ры-ры
…………..
…
ро-ро-ро
…………..
…
ру-ру-ру
…………..
…
ри-ри-ри
…………..
…
ир-ир-ир
…………..
…
ар-ар-ар
…………..
…
ры-ры-ры
…………..
…
–
Как называется это произведение?
–
Кто его автор?
–
Рассмотрите иллюстрацию к этому
стихотворению.
–
Как вы думаете, о ком это
произведение?
–
Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а потом целыми словами:
мол-вил
– молвил
ра-зор-ву
– разорву
рас-тер-за-ю
– растерзаю
рас-пу-га-ю
– распугаю
–
Объясните значение слов:
молвил
– говорил
какаду
– название птицы, которая живет в жарких странах
Учитель
читает стихотворение.
–
О ком это стихотворение?
–
Почему поэт так необычно назвал свое
произведение?
–
Прочтите слова, в которых повторяется
это буквосочетание.
–
Что помогло услышать эти слова?
–
Почему лев был «просто ррррад»?
–
Прочтите стихотворение, соблюдая знаки
препинания и правильно подбирая интонацию, тембр голоса.
–
Какой звук передает рычание льва?
–
А какой звук передает голос жука? (Звук
[ж].)
–
Проверьте свой ответ, прочитав
стихотворение Т. Собакина из «Разноцветных страниц»
на с. 26–27 учебника (ч.
2).
Учащиеся
читают самостоятельно.
–
Что объединяет произведения «РРРЫ!» Я. Тайца и
«Немножко Необычное
Нестихотворение» Т. Собакина?
–
Что общего между звуками [р] и [ж]?
–
Как вы думаете, почему автор в
названии дает пояснение: «Немножко Необычное
Нестихотворение»?
–
Можно ли, читая, представить картину
происходящего?
–
Как этому помогают звуки?
–
Прочтите стихотворение Т. Собакина
выразительно, соблюдая знаки препинания.
2. Игры Деда Буквоеда.
–
Как вы думаете: трудно ли придумывать шуточные стихотворения?
–
Давайте попробуем вместе.
На
доске название – «На
острове Хохотании».
На
весёлых островах
Ходят
все на головах.
Там
живут хохоталки
И
хохотуны.
Они
прокатили нас на смеховозе,
Смехоходе,
Смехо…
(продолжите сами).
Игра
«Мой улов – двадцать слов!».
В
этих «вертолинах» можно поймать по двадцать слов.
Начинаем с любой буквы и
читаем только по часовой стрелке.
V.
Итог урока.
–
Как вы
думаете, зачем писатели
и поэты пишут
весёлые произведения?
–
Какое произведение понравилось больше
всего? Почему?
–
Прочтите слово по первым буквам изображенных предметов.
Ответ:
юмор.
–
Что обозначает слово «юмор»?
–
Как называется новый раздел?
Домашнее
задание: выразительное чтение
понравившегося произведения.