twitter ВКонтакте facebook

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

Цели:

– совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;

– учить определять опорные слова для пересказа;

– развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;

– воспитывать читательский интерес.

Оборудование: слоговые таблицы; карточки с играми; выставка книг Н. Артюховой; пословицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение произведений.

III. Постановка цели урока.

– Прочтите слова по слогам:

– Как вы считаете, это плохо?

– А как хорошо?

– Прочтите слова по слогам:

– Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

– Как вы думаете, дразнить – это хорошо или плохо?

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Составьте мини-рассказ про весёлых и озорных лягушат.

Учащиеся составляют шуточный рассказ.

– Прочтите четко, ясно, весело:

Ба-бу-бы – на дворе стоят столбы,

Бу-бы-ба – из окна торчит труба,

До-ду-да – гудят провода,

Уж-жу-жу – молока дадим ужу.

2. Знакомство с рассказом Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

– Как называется произведение?

– Кто автор рассказа?

– Рассмотрите  иллюстрации  и  назовите  героев  рассказа  «Саша-дразнилка».

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

драз-нить-ся – дразниться

по-про-бо-ва-ла – попробовала

зав-тра-ка-ли – завтракали

за-сме-я-лась – засмеялась

дро-жа-щим – дрожащим

про-го-во-рил – проговорил

по-прав-ляй-ся – поправляйся

всхли-пы-ва-я – всхлипывая

о-би-жа-лась – обижалась

Учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.

3. Анализ произведения.

– Почему Ляля обижалась и плакала?

– К кому обратилась за помощью девочка?

– Стал ли папа ругать Сашу?

– Воспользовалась ли Ляля советом папы?

– Как Саша отреагировал на изменение поведения сестры?

– Почему Саша заплакал?

– Прочтите, что посоветовал Ляле папа.

– Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.

– Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.

 Физкультминутка

Тады-рады-тынка,

Где же наша свинка?

                Тады-рады-толки –

                Съели свинку волки.

Тады-рады-тынкой –

Ты бы их дубинкой!

                Тады-рады-тутки,

                С волком плохи шутки!

Тады-рады-тышка,

Выходи, трусишка!

V. Закрепление нового материала.

1. Подготовка к пересказу.

– Сколько частей в рассказе?

– Как он начинается?

– Как можно озаглавить первую часть?

– Как озаглавить вторую часть?

– Как озаглавить третью часть рассказа?

– Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?

Запись на доске:

1. Совет папы.

2. За столом.

3. Саша обиделся.

– Используя опорные слова, перескажите рассказ Н. Артюховой.

2. Анализ произведения.

– Прочтите пословицы:

џ В каждой шутке есть доля правды.

џ Кто не любит шуток, над тем не шути.

џ Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

џ Не смейся чужой беде, своя на гряде.

џ И рад бы заплакать, да смех одолел.

– Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»?

– Объясните их значение.

– Какие качества характера детей описаны в рассказе?

– Какой совет вы бы дали плачущему Саше?

– Как вы думаете, отучится ли теперь Саша дразнить сестрёнку?

3. Игра «Прочитай».

– Расставьте  книги  на  полке  так,  чтобы  можно  было  прочесть пословицу.

Ответ: книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.

– Объясните смысл этой пословицы.

V. Итог урока.

– С каким произведением мы познакомились на уроке?

– Кто автор этого рассказа?

– Кто его главные герои?

Домашнее задание:

1) пересказ рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»;

2) подобрать и записать 2–3 пословицы о шутке и веселье.