Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
совершенствовать навык деления текста
на части и подбора заголовков к частям рассказа;
–
учить определять опорные слова для
пересказа;
–
развивать речевые умения, творческие
способности, внимание, память;
–
воспитывать читательский интерес.
Оборудование:
слоговые таблицы;
карточки с играми; выставка книг Н. Артюховой; пословицы.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение произведений.
III.
Постановка цели урока.
–
Прочтите слова по
слогам:
–
Как вы считаете, это плохо?
–
А как хорошо?
–
Прочтите слова по слогам:
–
Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ
Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
–
Как вы думаете, дразнить – это хорошо
или плохо?
IV.
Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
–
Составьте мини-рассказ про весёлых и озорных лягушат.
Учащиеся
составляют шуточный рассказ.
–
Прочтите четко, ясно,
весело:
Ба-бу-бы
– на дворе стоят столбы,
Бу-бы-ба
– из окна торчит труба,
До-ду-да
– гудят провода,
Уж-жу-жу
– молока дадим ужу.
2. Знакомство с рассказом Н.
Артюховой «Саша-дразнилка».
–
Как называется произведение?
–
Кто автор рассказа?
–
Рассмотрите иллюстрации
и назовите героев
рассказа «Саша-дразнилка».
–
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми
словами:
драз-нить-ся
– дразниться
по-про-бо-ва-ла
– попробовала
зав-тра-ка-ли
– завтракали
за-сме-я-лась
– засмеялась
дро-жа-щим
– дрожащим
про-го-во-рил
– проговорил
по-прав-ляй-ся
– поправляйся
всхли-пы-ва-я
– всхлипывая
о-би-жа-лась
– обижалась
Учащиеся
читают рассказ вслух по цепочке.
3. Анализ произведения.
–
Почему Ляля обижалась и плакала?
–
К кому обратилась за помощью девочка?
–
Стал ли папа ругать Сашу?
–
Воспользовалась ли Ляля советом папы?
–
Как Саша отреагировал на изменение
поведения сестры?
–
Почему Саша заплакал?
–
Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
–
Прочтите тот отрывок из рассказа, в
котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата.
–
Прочтите отрывок, в котором описывается,
как Саша обиделся и заплакал.
Физкультминутка
Тады-рады-тынка,
Где
же наша свинка?
Тады-рады-толки
–
Съели
свинку волки.
Тады-рады-тынкой
–
Ты
бы их дубинкой!
Тады-рады-тутки,
С
волком плохи шутки!
Тады-рады-тышка,
Выходи,
трусишка!
V.
Закрепление нового материала.
1. Подготовка к пересказу.
–
Сколько частей в рассказе?
–
Как он начинается?
–
Как можно озаглавить первую часть?
–
Как озаглавить вторую часть?
–
Как озаглавить третью часть рассказа?
–
Рассмотрите иллюстрацию. К какой части
рассказа она подходит?
Запись
на доске:
1.
Совет папы.
2.
За столом.
3.
Саша обиделся.
–
Используя опорные слова, перескажите рассказ Н. Артюховой.
2. Анализ произведения.
–
Прочтите пословицы:
џ
В
каждой шутке есть доля правды.
џ Кто
не любит шуток, над
тем не шути.
џ Любишь
шутить над
Фомой, так люби и над собой.
џ Не
смейся чужой беде,
своя на гряде.
џ И
рад бы заплакать, да
смех одолел.
–
Какие пословицы подходят к рассказу
«Саша-дразнилка»?
–
Объясните их значение.
–
Какие качества характера детей описаны
в рассказе?
–
Какой совет вы бы дали плачущему Саше?
–
Как вы думаете, отучится ли теперь
Саша дразнить сестрёнку?
3. Игра
«Прочитай».
–
Расставьте книги
на полке так,
чтобы можно было
прочесть пословицу.
Ответ:
книга подобна воде, дорогу пробьёт везде.
–
Объясните смысл этой пословицы.
V.
Итог урока.
–
С каким произведением мы познакомились на уроке?
–
Кто автор этого рассказа?
–
Кто его главные герои?
Домашнее
задание:
1)
пересказ рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка»;
2)
подобрать и записать 2–3 пословицы о шутке и
веселье.