twitter ВКонтакте facebook

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет»

Цели:

– совершенствовать навыки выразительного чтения и целыми словами;

– развивать речевые умения, творческие способности;

– воспитывать доброжелательность, внимательность, отзывчивость по отношению друг к другу.

Оборудование: слоговая таблица для чтения; таблица-стихотворение Г. Сапгира «Что за ЛИ?»; игры Деда Буквоеда.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пересказывают рассказ Н. Артюховой «Саша-дразнилка».

– Разложите карточки парами:

                         

                          

                                  

III. Постановка цели урока.

– Послушайте отрывок из произведения. Вспомните название стихотворения.

…Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться.

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

                          («Мойдодыр».)

– Кто автор стихотворения «Мойдодыр»?

– Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  двумя  стихотворениями – К. Чуковского «Федотка» и О. Дриз «Привет».

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите выразительно шуточное стихотворение:

2. Игра «Составляй слова».

– Рассмотрите таблицу и составьте как можно больше слов.

3. Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Федотка».

– Как называется стихотворение?

– Кто автор?

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

си-рот-ка – сиротка

не-сча-стный – несчастный

сча-стли-вый – счастливый

Заранее  подготовленные  учащиеся  читают  стихотворение  «Федотка».

4. Анализ стихотворения.

– Почему плачет Федотка?

– Можно ли действительно назвать его несчастным?

– Как можно назвать это произведение?

– Для чего придумывают дразнилки?

– Какие отрицательные черты мальчика высмеивает автор?

– Чему учит нас это стихотворение?

– Прочтите это стихотворение сначала с сочувствием, а затем высмеивая поведение мальчика.

 Физкультминутка

Черепаха

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил,

И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!

Это – РЕ!

Это – ПАХА!

Это – ЧЕЧЕЧЕ!

Это – РЕРЕРЕ!

Это – ПАПАПА!

                             ЧЕРЕПАХА!»

                                            К. Чуковский

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Знакомство со стихотворением О. Дриз «Привет».

– Прочтите словосочетания:

золотое сердце – золотое кольцо;

тяжелые облака – тяжелый груз;

румяные яблоки – румяные щеки.

– Объясните значение этих словосочетаний.

– Кто автор стихотворения?

– Как оно называется?

– Рассмотрите  иллюстрации.  Как  вы  думаете,  о  чем  это  стихотворение?

Учитель читает стихотворение

2. Анализ произведения.

– Какие подарки получил ребёнок?

– Что его удивило?

– Что бы вы ответили на вопрос: «Где же привет?»

– В чем разница между горячим приветом и горячим пирогом?

3. Работа в парах.

– Прочтите друг другу это стихотворение, передавая интонацией чувства малыша.

4. Чтение стихотворения О. Григорьева «Стук».

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Прочтите стихотворение выразительно.

– В какой момент чтения у вас возникло чувство удивления? Почему?

– Что помогло поэту создать это стихотворение?

– Что в нем необычного?

– В какой момент у вас появилось чувство удивления? Зачитайте эти строки.

5. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Слов больше, чем букв».

Соединяя буквы по линиям в любом направлении, можно составить не менее 20 слов.

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Что объединяет стихотворения «Федотка» и «Привет»?

– Какое стихотворение понравилось больше всего?

– Почему?

– Что необычного в стихотворении «Стук» О. Григорьева?

– Рассмотрите иллюстрации (рукавицы, печенье, шарф, конфеты, пирог) и расположите их в таком порядке, в котором эти подарки для малыша перечисляются автором в стихотворении О. Дриз «Привет».

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору).

Дополнительный материал к уроку 18

В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский (1882–1969). Причем Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» еще при жизни. Однако Корней Иванович не любил, когда его называли «дедушкой Чуковским»: ведь в понятие это укладывалась лишь небольшая часть того, что им сделано в литературе: сказки, песенки, загадки, потешки, переводы и пересказы для самых маленьких. И, однако, сколь ни существенна остальная, бóльшая часть его творчества – для детей постарше и особенно для взрослых, все же наиболее оригинален Чуковский-сказочник, Чуковский – детский поэт. Его стихотворные сказки с неменьшим основанием могут быть названы поэмами для малышей, а писатель и филолог Ю. Тынянов – тоже не без оснований – назвал их «детским комическим эпосом».

Стихотворные сказки Чуковского – точно введение в курс великой русской поэзии. Они доступны даже самым маленьким детям, и все же это настоящие стихи, созданные по тем же законам, что и стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. А главное – они завораживают маленького читателя своей музыкой, удовлетворяют его огромнейшую тягу к поэзии, которая у малышей развита особенно сильно.

У К. Чуковского в центре сюжета – ребёнок активный, любознательный  и  всегда  побеждающий.  Даже  там,  где  такого  героя  формально нет (например, в «Мухе-Цокотухе» или «Тараканище»), даже там герой, выручающий всех, напоминает озорного мальчишку – правда, не просто озорного, но и бесстрашного (Комарик, Воробей или, позднее, Бибигон).

Маленький сын Чуковского, для которого поэт начал сочинять «Крокодила», с первого раза запомнил почти весь прочитанный ему текст наизусть. Поистине поэма обладала какими-то магическими свойствами, помогавшими такому мгновенному усвоению.

Что же это за свойства?

В поэме этой очень много рифм – не только внешних, но и внутренних. Рифмы тут резонируют, отражаются друг от друга, друг с другом перекликаются, и, конечно же, это способствует быстрейшему запоминанию стихов: одна строка тянет за собой другую:

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его…