twitter ВКонтакте facebook

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», М. Пляцковский «Помощник»

Цели:

– совершенствовать навык чтения по ролям;

– продолжить формирование умений анализировать произведения;

– развивать речевые умения, творческие способности;

– воспитывать читательский интерес.

Оборудование: таблица для игры «Волчок»; ребусы; карточки с играми; пословицы о труде.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору учащихся).

III. Постановка цели урока.

– Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и четко:

У ежа – ежата.

У ужа – ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

Змея шипит, а жук жужжит.

– Что объединяет эти предложения?

– Что такое скороговорка?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной скороговоркой.

IV. Изучение нового материала.

1. Отработка навыка чтения.

Игра «Волчок» (работа по таблице).

– Волчок вертится по кругу, а вы быстро составляйте и читайте слова.

Догоняйте волчок!

2. Знакомство со стихотворением И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».

– Как называется произведение?

– Кто его автор?

– Как вы думаете, что обозначают слова «кулинаки-пулинаки»?

– Какие чувства вызывают у вас эти слова?

– Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению.

– Как вы думаете, о ком (или о чем) это стихотворение?

Заранее  подготовленные  учащиеся  читают  стихотворение-скороговорку.

3. Анализ произведения.

– Что делали собаки сначала? А чижики?

– Что изменилось во втором четверостишии?

– Прочтите второе четверостишие.

– Какие слова стали «шалить»?

– Прочтите третье четверостишие.

– Какие слова «шалят» теперь?

– Прочтите слова «кулинаки-пулинаки» справа налево.

– Как составлены эти слова?

– Замените в слове «пулинаки» букву «п» на «к».

– Замените в слове «кулинаки» букву «к» на «п».

– Прочтите теперь название стихотворения.

– В названии произведения «шалят» буквы, а в самом стихотворении «шалят» слова. Какие слова «шалят»?

– Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки» составить другие весёлые слова.

4. Работа в парах.

– Прочтите друг другу стихотворение «Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но целыми словами, а потом быстро.

5. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка».

– Прочтите  стихотворение  самостоятельно,  соблюдая  знаки  препинания.

– Вы смеялись во время чтения стихотворения? Почему?

– Вам было щекотно?

– Какие звуки создают такие ощущения?

– Прочтите веселый диалог по ролям, передавая интонацию.

 Физкультминутка

Мы весной сажали сад,

А Семён лежал у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семёну не дадим:

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семён, из сада!

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Отработка навыка чтения.

– Прочтите слова, записанные на доске, по слогам, а затем целыми словами:

по-стро-ить – построить

ко-че-рыж-ка – кочерыжка

взды-ха-я – вздыхая

при-нял-ся – принялся

кир-пи-чей – кирпичей

ду-ши-сто-го – душистого

ап-пе-тит-но-го – аппетитного

при-я-те-лю – приятелю

уп-ра-вим-ся – управимся

о-бой-дусь – обойдусь

2. Знакомство с рассказом М. Пляцковского «Помощник».

– Прочтите название рассказа.

– Кто автор этого произведения?

– Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу.

– Как вы думаете, о ком это произведение?

– Объясните, что обозначают слова и выражения:

учуял – почувствовал, уловил чутьем;

притворно вздыхая – обманывая;

передник – фартук;

живо управимся – быстро справимся.

Далее учащиеся читают рассказ по цепочке вслух.

3. Анализ произведения.

– Как звали ослика?

– Почему у него такое странное имя?

– Как звали кролика? Почему?

– О чем попросил кролик ослика?

– Что ответил ослик?

– После чего ослик решил прийти на помощь кролику?

– Что ответил кролик?

Прочтите пословицы:

џ Труд человека кормит, а лень портит.

џ Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза продирает.

џ Кто не работает, тот не ест.

џ Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

џ У ленивого Емели семь воскресений на неделе.

– Выберите пословицу, которая отражает смысл этого рассказа.

– Объясните ее смысл.

– Какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?

– Рассмотрите рисунки. Сложите в слова первые буквы названий изображенных предметов. Прочтите пословицу:

Ответ: без труда нет добра.

– Кем созданы пословицы и поговорки?

4. Пересказ рассказа М. Пляцковского «Помощник» по опорным словам:

помоги строить дом

голова болит

принялся за дело

супу наварила

учуял запах

помочь суп есть

спасибо за помощь

обойдусь

– Используя опорные слова, перескажите рассказ.

5. Игры Деда Буквоеда.

– Используя рисунки, придумайте слова, в которых окончание одного слова было бы началом другого.

КАБОШКО

Ответ: каблук, лук, лукошко.

Прочтите слова:

летел                 комок

казак                 тащат

просо                боб

– Какое слово лишнее? Почему? (Просо.)

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Чему учит рассказ «Помощник»?

– Что такое скороговорка?

– Что такое пословицы и поговорки?

Домашнее задание:

1) составить пересказ по опорным словам;

2) записать 2–3 пословицы о труде.