Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
совершенствовать навык чтения по
ролям;
–
продолжить формирование умений
анализировать произведения;
–
развивать речевые умения, творческие способности;
–
воспитывать читательский интерес.
Оборудование:
таблица для игры
«Волчок»; ребусы; карточки с играми; пословицы о
труде.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
Выразительное
чтение наизусть стихотворения (по
выбору учащихся).
III.
Постановка цели урока.
–
Прочтите предложения сначала медленно, а потом быстро и четко:
У
ежа – ежата.
У
ужа – ужата.
Слишком
много ножек у сороконожек.
Змея
шипит, а жук жужжит.
–
Что объединяет эти предложения?
–
Что такое скороговорка?
–
Сегодня на уроке мы познакомимся с необычной
скороговоркой.
IV.
Изучение нового материала.
1. Отработка навыка чтения.
Игра
«Волчок» (работа по таблице).
–
Волчок вертится по кругу, а вы быстро составляйте
и читайте слова.
Догоняйте
волчок!
2. Знакомство со стихотворением
И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки».
–
Как называется произведение?
–
Кто его автор?
–
Как вы думаете, что обозначают слова
«кулинаки-пулинаки»?
–
Какие чувства вызывают у вас эти
слова?
–
Рассмотрите иллюстрации к этому
стихотворению.
–
Как вы думаете, о ком (или о чем) это
стихотворение?
Заранее подготовленные учащиеся
читают
стихотворение-скороговорку.
3. Анализ произведения.
–
Что делали собаки сначала? А чижики?
–
Что изменилось во втором
четверостишии?
–
Прочтите второе четверостишие.
–
Какие слова стали «шалить»?
–
Прочтите третье четверостишие.
–
Какие слова «шалят» теперь?
–
Прочтите слова «кулинаки-пулинаки»
справа налево.
–
Как составлены эти слова?
–
Замените в слове «пулинаки» букву
«п»
на «к».
–
Замените в слове «кулинаки» букву
«к»
на «п».
–
Прочтите теперь название
стихотворения.
–
В названии произведения «шалят» буквы,
а в самом стихотворении «шалят» слова. Какие слова
«шалят»?
–
Попробуйте из слов «кулинаки-пулинаки»
составить другие весёлые слова.
4. Работа в парах.
–
Прочтите друг другу стихотворение
«Кулинаки-пулинаки» сначала медленно, но
целыми словами, а потом быстро.
5. Чтение стихотворения И.
Токмаковой
«Разговор Лютика и Жучка».
–
Прочтите стихотворение самостоятельно, соблюдая
знаки препинания.
–
Вы смеялись во время чтения
стихотворения? Почему?
–
Вам было щекотно?
–
Какие звуки создают такие ощущения?
–
Прочтите веселый диалог по ролям,
передавая интонацию.
Физкультминутка
Мы
весной сажали сад,
А
Семён лежал у гряд.
Вот
мы яблоки едим,
А
Семёну не дадим:
Нам
лентяев здесь не надо!
Выходи,
Семён, из сада!
V.
Продолжение изучения нового материала.
1. Отработка навыка чтения.
–
Прочтите слова, записанные
на доске, по слогам, а затем целыми словами:
по-стро-ить
– построить
ко-че-рыж-ка
– кочерыжка
взды-ха-я
– вздыхая
при-нял-ся
– принялся
кир-пи-чей
– кирпичей
ду-ши-сто-го
– душистого
ап-пе-тит-но-го
– аппетитного
при-я-те-лю
– приятелю
уп-ра-вим-ся
– управимся
о-бой-дусь
– обойдусь
2. Знакомство с рассказом М.
Пляцковского
«Помощник».
–
Прочтите название рассказа.
–
Кто автор этого произведения?
–
Рассмотрите иллюстрацию к этому
рассказу.
–
Как вы думаете, о ком это
произведение?
–
Объясните, что обозначают слова и
выражения:
учуял
– почувствовал, уловил чутьем;
притворно
вздыхая
– обманывая;
передник
– фартук;
живо
управимся
– быстро справимся.
Далее
учащиеся читают рассказ по цепочке вслух.
3. Анализ произведения.
–
Как звали ослика?
–
Почему у него такое странное имя?
–
Как звали кролика? Почему?
–
О чем попросил кролик ослика?
–
Что ответил ослик?
–
После чего ослик решил прийти на
помощь кролику?
–
Что ответил кролик?
Прочтите
пословицы:
џ
Труд
человека кормит, а лень портит.
џ Ранняя
птичка носик
прочищает, а поздняя глаза продирает.
џ Кто
не работает, тот не
ест.
џ Кто
любит трудиться,
тому есть чем похвалиться.
џ У
ленивого Емели семь
воскресений на неделе.
–
Выберите пословицу, которая отражает смысл этого рассказа.
–
Объясните ее смысл.
–
Какие еще пословицы и поговорки о
труде вы знаете?
–
Рассмотрите рисунки. Сложите в слова первые буквы названий изображенных
предметов. Прочтите пословицу:
Ответ:
без труда нет добра.
–
Кем созданы пословицы и поговорки?
4. Пересказ рассказа М.
Пляцковского «Помощник»
по опорным словам:
помоги
строить дом
голова
болит
принялся
за дело
супу
наварила
учуял
запах
помочь
суп есть
спасибо
за помощь
обойдусь
–
Используя опорные слова, перескажите рассказ.
5. Игры Деда Буквоеда.
–
Используя рисунки,
придумайте слова, в которых окончание одного слова было бы началом
другого.
КАБОШКО
Ответ:
каблук, лук, лукошко.
Прочтите
слова:
летел
комок
казак
тащат
просо
боб
–
Какое слово лишнее? Почему? (Просо.)
VI.
Итог урока.
–
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
–
Чему учит рассказ «Помощник»?
–
Что такое скороговорка?
–
Что такое пословицы и поговорки?
Домашнее
задание:
1)
составить пересказ по опорным словам;
2)
записать 2–3 пословицы о труде.