Follow @Pyccstudy |
Цели:
–
обобщить знания учащихся по разделу «И
в шутку и всерьёз»;
–
продолжить формирование умений
анализировать произведения и сравнивать их;
–
совершенствовать навыки чтения целыми
словами;
–
развивать речевые умения, воображение,
память и внимание.
Оборудование:
таблица слогов для
чтения; иллюстрации к произведениям; карточки с названиями
произведений, с
фамилиями авторов этих произведений; ребусы; карточки с пословицами.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
1. Пересказ рассказа
М. Пляцковского по опорным словам.
2. Составьте
из
двух половинок пословицы о труде:
Любишь
купаться Труд
человека кормит, Терпенье
и труд Цыплят |
все
перетрут. по
осени считают. люби
и саночки возить. а
лень портит. |
–
Объясните смысл этих пословиц.
III.
Постановка цели урока.
–
С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках?
–
Прочтите слова и назовите те, которые подходят к разделу «И в
шутку и всерьёз».
ра
ость
ж
дность
хи
рость
улы
ка
–
Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем
писатели и поэты пишут весёлые, шуточные стихи и рассказы?
IV.
Закрепление и обобщение материала.
1. Речевая минутка.
–
Прочтите
скороговорку:
Крот
и кролик крышу крыли,
Карп
и краб дрова рубили,
Дрозд
хорьку кроил сюртук,
Крыса
прыгала вокруг.
Тряпки
курица тащила,
Кенгуру
харчо варила,
Дрозд
в корыте фрак стирал,
Бобр
бруснику собирал.
Норка
громко грызла корку.
Я
твердил скороговорку.
–
Что необычного в этой скороговорке?
–
Какое настроение у вас возникло при ее
чтении?
2. Отработка навыка чтения.
–
Прочтите быстро и
четко слоги в столбиках таблицы:
мыш
га
шаш
ко
миш
ка
шап
ку
мош
да
шуб
ка
кош
та
пуш
кы
кеп
ба
пеш
кэ
реп
па
каш
ке
щеп
ва
кас
кя
–
Какой слог поможет
составить 13 слов?
Прочтите слова с таким слогом.
–
Проверьте себя. Читайте, думайте,
какие слова вы не составляли?
Например:
мошка
мишка мышка кошка кепка репка
щепка
щетка шашка шапка шубка трубка
пушка
пешка кашка ромашка
–
Попробуйте составить рифмованные строки.
Например:
Под
деревом мишка,
В
норе мышка,
Скачет
мышка,
Ревёт
мишка.
–
Продолжите сами.
3. Перечитывание произведений
раздела.
–
Любите ли вы играть в весёлые игры?
–
В каком произведении описывается
весёлая игра? Как называется это стихотворение? Кто его автор?
–
Как вы думаете, для чего придумала
поэтесса такое стихотворение?
–
Прочтите наизусть стихотворение «Мы
играли в хохотушки» так, чтобы все услышали детский смех.
–
Всегда ли можно смеяться над другими
людьми?
–
Можно ли дразнить и обижать других
людей?
–
Назовите произведения, которые учат
нас общаться друг с другом. Кто их автор?
–
Какие истории можно назвать
поучительными?
–
Прочтите стихотворение «Федотка» К.
Чуковского, показав голосом, что мальчик не прав.
–
Чему учит это произведение?
–
Вспомните какой-нибудь смешной случай
из своей жизни. Расскажите его так, чтобы нам стало очень весело.
–
Можно ли назвать смешными моменты,
когда дети обижают и дразнят друг друга?
–
Какое произведение учит вас не
дразнить других?
–
Назовите героев рассказа Н. Артюховой
«Саша-дразнилка».
–
Расскажите, как вы общаетесь со своими
друзьями.
–
Бываете ли вы похожи на
Сашу-дразнилку?
Физкультминутка
Вдоль
по речке, по реке,
Едет
парень на бревне.
Видит
парень: в глубине
Старый
дуб лежит на дне.
Парень
тут же прыгнул в воду,
Сунул
руку под колоду.
Под
колодою нора…
Выходить
тебе пора.
V.
Совершенствование навыков чтения.
1. Чтение стихотворения К.
Чуковского «Телефон».
–
Отгадайте загадку:
Поверчу
волшебный круг –
И
меня услышит друг.
(Телефон.)
–
Сегодня мы прочтём известное
стихотворение «Телефон». Назовите автора этого
произведения.
–
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
за-зво-нил
– зазвонил
при-шлёшь
– пришлёшь
раз-бо-ле-лись
– разболелись
по-зво-ни-ли
– позвонили
по-жа-луй-ста
– пожалуйста
дре-бе-день
– дребедень
у-це-ле-ли
– уцелели
не
гал-де-ли
– не галдели
при-ска-ка-ли
– прискакали
по-го-ре-ли
– погорели
от-дох-нуть
– отдохнуть
про-ва-лил-ся
– провалился
–
Объясните значение слов:
пуд
– русская мера веса, равная 16,3 кг;
дюжина
– 12;
дребедень
– чепуха, ерунда;
газели
– вид антилопы;
галдели
– громко говорили.
–
Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
2. Анализ произведения.
–
Назовите героев стихотворения К. Чуковского
«Телефон».
–
Кто позвонил, обратился за помощью первым?
–
Что попросил Крокодил?
–
Зачем Крокодилу нужна дюжина калош?
–
С какой просьбой обратились к автору
цапли? Почему?
–
Что попросили зайчатки?
–
С какой просьбой обратились мартышки?
–
Как вели себя при телефонном разговоре
газели?
–
Как автор называет газелей?
–
Кто обратился за помощью последним?
–
О чем просил Носорог?
–
Расшифруйте слова:
иктачйаз
(зайчатки)
илпац
(цапли)
икыштрам
(мартышки)
илезаг
(газели)
горосон
(носорог)
йагупоп
(попугай)
нолс
(слон)
дюлбрев
(верблюд)
лидокорк
(крокодил)
–
Какие слова лишние? Почему?
–
Какое настроение у вас возникло при
чтении стихотворения «Телефон»?
VI.
Итог урока.
–
Назовите понравившееся вам произведение раздела «И в шутку и
всерьёз».
–
Зачем писатели и поэты пишут весёлые и
шуточные произведения? Выберите ответ:
џ
развеселить слушателя;
џ
подшутить над кем-нибудь;
џ
помочь увидеть поступки, поразмышлять над недостатками;
џ
развивать фантазию и воображение;
џ
выяснить, понимает ли читатель юмор.
–
Разложите карточки парами: название произведения – и
рядом фамилия автора.
–
Разгадайте ребусы.
К каким
произведениям относятся эти слова?
(Шутка.)
(Улыбка.)
Домашнее
задание: выучить
наизусть понравившиеся строки из
стихотворения К. Чуковского «Телефон».