twitter ВКонтакте facebook

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»

Цели:

– продолжить формирование умения анализировать произведения;

– совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;

– развивать речевые умения, творческие способности, память, внимание;

– воспитывать уважение к близким, друзьям.

Оборудование: ребусы; слоговые таблицы для чтения; карточки с опорными словами; карточки с играми; пословицы о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ произведения Ю. Ермолаева «Лучший друг» и выразительное чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями из нового раздела «Я и мои друзья».

– Кого можно назвать настоящим другом?

– Прочтите ребус.

а)

(Дружба.)

б)                   

(Ссора.)

– Какое слово не относится к настоящим друзьям?

– Ссоритесь ли вы  с друзьями?

– Чем у вас обычно заканчивается ссора?

– Сегодня мы узнаем, как могут закончиться ссоры друзей.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Прочтите чистоговорки быстро и четко:

Ма-ма-ма – дома я сама,

Му-му-му – молока кому,

Мо-мо-мо – едим эскимо,

Мы-мы-мы – прочитали мы,

Ми-ми-ми – поем ноту «ми».

2. Отработка навыка чтения.

– Составляйте и записывайте слова по таблице:

3. Знакомство со стихотворением В. Орлова «Кто первый?».

– Прочтите название стихотворения.

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрации к этому произведению. Как вы думаете, о ком это стихотворение?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

о-би-дел – обидел

у-да-рил – ударил

дру-жи-ли – дружили

не по-де-ли-ли – не поделили

Заранее  подготовленные  учащиеся  читают  стихотворение  «Кто первый?».

4. Анализ произведения.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Чему учит нас это стихотворение?

5. Работа в парах.

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Кто первый?», соблюдая знаки препинания.

– При выразительном чтении вслух голосом покажите обиду мальчиков, растерянность при ответе на вопрос: «Что же вы не поделили?»

 Физкультминутка

Жили-были я ли, ты ли,

Между нами вышел спор.

Кто затеял – позабыли,

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

V. Продолжение изучения нового материала.

1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны».

– Как называется это стихотворение?

– Кто его автор?

– Рассмотрите иллюстрации к нему.

– Как вы думаете, о ком это стихотворение?

– Прочтите  слова,  записанные  на  доске, по слогам, а затем целыми словами:

по тро-пин-ке – по тропинке

по-встре-чал-ся – повстречался

не сой-ду – не сойду

по-мо-тал – помотал

у-пёр-ся – упёрся

вдво-ём – вдвоём

у-то-ну-ли – утонули

Учитель  выразительно  читает  стихотворение  «Бараны»  С. Михалкова.

2. Анализ стихотворения.

– Где повстречались бараны?

– Какой разговор у них получился?

– Как закончилась встреча двух баранов?

– Почему встреча закончилась так печально?

– Как надо было поступить баранам, чтобы избежать беды?

– Чему учит нас это стихотворение?

3. Выразительное чтение стихотворения.

– Подготовьте выразительное чтение стихотворения, соблюдая знаки препинания.

4. Анализ и сравнение произведений «Кто первый?» В. Орлова и «Бараны» С. Михалкова.

– Кто спорил в стихотворении «Кто первый?»?

– Кто начал спорить первым в стихотворении «Бараны»?

– К чему привел разговор двух мальчиков?

– К чему привел спор персонажей стихотворения «Бараны»?

– Чем похожи герои этих стихотворений?

– Какое отрицательное качество героев раскрывают авторы этих произведений?

– Восстановите последовательность событий в стихотворении:

                      

                           

– Прочтите пословицы:

џ Худой мир лучше доброй ссоры.

џ Ссора да упрямство до добра не доведут.

џ У наших ворот всегда хоровод.

– Какие пословицы относятся к произведениям В. Орлова «Кто первый?» и С. Михалкова «Бараны»?

VI. Итог урока.

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– Чему они учат нас?

Домашнее задание:  выразительное  чтение  стихотворения «Бараны» С. Михалкова.

Дополнительный материал к уроку 22

Сергей Владимирович Михалков родился 27 февраля (12 марта) 1913 года в Москве, в семье служащего. Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина. Школьные годы будущий поэт провел в Пятигорске. В 1930 году, окончив среднюю школу, переехал в Москву и в течение трех лет работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимал участие в геологоразведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихотворения Михалкова публиковались в столичной печати, передавались по радио.

В 1935–1937 годах учился в Литературном институте им М. Горького. В 1935 году в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Упрямый Рома», «Мы с приятелем», «Дядя Стёпа».

Один из старейших мастеров русской литературы А. Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне. Так появились басни «Лиса и бобёр», «Две подруги» и множество других (около 200).

В 1962 году Михалков организовал, а затем стал главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль».

С. В. Михалков скончался 27 августа 2009 г.