twitter ВКонтакте facebook

И. Бунин «бушует полая вода…»

Цели: познакомить детей с творчеством И. Бунина; развивать навык осознанного правильного чтения, чёткую дикцию; формировать умение понимать смысл стихотворного текста, отвечать на вопросы по содержанию.

Оборудование: портрет поэта И. Бунина; фонограмма: П. Чайковский «Времена года. Март».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ответы учащихся на вопросы учебника (с. 118):

1) Можно ли назвать Дж. Даррелла тонким наблюдателем животного мира? Если да, подтвердить примерами из текста.

2) Какие особенности семьи Дж. Даррелла стали явными в связи со смертью черепашки? (Стало понятно, что все родственники Даррелла очень любят животных, стало ясно, что это очень дружная семья.)

Слово учителя.

III. Подготовка к восприятию.

– Иван Алексеевич Бунин провёл свои ранние детские годы в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего он вспоминал своё детство.

Писал Бунин не только стихи, но и прозу – рассказы, повести, хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала ХХ века Бунин занял в русской литературе заметное место и как прозаик, и как поэт.

Вскоре после революции, в 1920 году, Иван Алексеевич Бунин покинул Россию. В 1933 году он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). За границей писатель очень тосковал по родине, но не вернулся – умер на чужбине, в Париже.

За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав стихотворение Бунина  «Бушует полая вода».

IV. Чтение и анализ стихотворения.

1. Чтение стихотворения учителем (звучит музыка).

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

2. Лексическая работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова? Постарайтесь их объяснить друг другу.

3. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

4. Беседа и работа над выразительностью чтения.

– Хотите оказаться «внутри» стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но ощутить прикосновения воздуха и запаха.

– Давайте начнём со зрительных картинок-образов. Прочитайте только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать, или ощутить кожей (осязать), или воспринимать носом (обонять). Постарайтесь не ошибаться!

– Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать.

– А вот сейчас нас будут волновать только запахи весны.

– Но ведь весну мы ощущаем ещё и кожей, в виде тепла или холода, сухости или влаги, верно? Поэтому найдите такие строчки, где лирический герой делится своими тактильными впечатлениями от весны. (Помощник-консультант Шалтай-Болтай на с. 156 в разделе «Совет консультантов».)

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися (2–3 варианта прослушать).

– Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться.

Поэт  как художник открывает нам окружающий мир: многие вещи в окружающем нас мире природы, а также мире человеческих отношений и чувств  мы начинаем замечать только потому, что нам их открыл Поэт-Художник.

V. Итог урока.

– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его  чувства?

– О чём это стихотворение?

– Закончить урок хотелось бы такими строчками:

                       Фантазия Художника щедра.

                       Она нам дарит столько неожиданного.

                       Представьте, насколько б жизнь была бедна,

                       Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Спасибо за работу на уроке.

Домашнее задание.

Попробуйте дома прочитать стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода» (с. 119) выразительно, чтобы мы, слушатели, ощутили прелесть весны с её яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами; подготовить читательские дневники к проверке.